Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 9 сентября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителей:
ООО "Дортрейд" (далее - Заявитель):: <_>
ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" (далее - Заказчик): <_> установила:
26.08.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Дортрейд" на действия ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение N 31603977226).
Заявитель указывает, что документация о проведении открытого запроса предложений разработана с нарушениями норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
По мнению Заявителя, в документации о проведении открытого запроса предложений Заказчик неправомерно установил, что рейтинг по критерию оценки заявок на участие в закупке "Квалификация участника закупки" определяется по наличию успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами. Договор поставки, который должен быть заключен по итогам проведения закупки, не содержит каких-либо условий о поставке товара только собственным транспортом поставщика. Предметом договора поставки является обязательство поставщика поставить товар с определенными документацией о закупке характеристиками. Требование о наличии собственных транспортных средств, на момент проведения закупки, в документации об открытом запросе предложений отсутствует. Следовательно, для Заказчика, осуществляющего закупку, не имеет значения наличие или отсутствие у участника закупки транспортных средств в собственности при осуществлении поставки каменного угля в период поставки. Указание в качестве критерия оценки заявок требования к участнику закупки, не относящегося к предмету закупки, является дискриминационным условием, данное требование направлено на необоснованное ограничение конкуренции.
Также заявитель считает, что в п. 27 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке имеются противоречия в требовании представления подтверждающих документов по указанному выше показателю.
Кроме того, Заявитель сообщает, что Заказчик установил неправомерное соотношение значимости критериев "Цена договора" и "Квалификация участника закупки".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС представителем Заявителя второй довод жалобы был снят с рассмотрения.
Представители Заказчика в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при разработке документации о проведении открытого запроса предложений допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
09.08.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 31603977226 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" осуществляет закупки, руководствуясь Положением о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд Общества с ограниченной ответственность "ТЕПЛОСЕРВИС" от 30.06.2016 (далее - Положение).
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
П. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 26-27 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом запросе предложений: цена договора и квалификация участника закупки. Рейтинг предложения по критерию "Квалификация участника закупки" определяется по наличию успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами.
Вместе с тем, Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что требование о наличии собственных транспортных средств для осуществления поставки каменного угля в рамках проведения открытого запроса предложений N 31603977226 в документации о закупке отсутствует.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что для ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" имеет значение лишь наличие у поставщика транспортных средств.
Таким образом, требование о наличии успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Относительно третьего довода жалобы установлено следующее.
Согласно п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Аналогичное требование указано в п. 6.4.13 Положения.
В соответствии с п. 26-27 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке критериями оценки являются: цена договора, значимость критерия - 70%, квалификация участника закупки, значимость критерия - 30%. При этом рейтинг предложения по критерию "Квалификация участника закупки" определяется по наличию успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами.
По данному критерию оценивается опыт надлежащего исполнения договоров (контрактов) поставки товара в 2015 - 2016 гг. При этом стоимость исполненных договоров (контрактов) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в п. 7 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке.
Оценка производится по следующей шкале:
- предоставление 3 (трех) и более исполненных договоров (контрактов) - 100 баллов;
- предоставление менее 3 (трех) исполненных договоров (контрактов) - 0 баллов.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что подобное соотношение значимости критериев ведет к отсутствию конкурентной способности участников закупки, имеющих небольшой опыт работы по предмету рассматриваемого открытого запроса предложений.
Однако, исходя из буквального смысла п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, Заказчик самостоятельно определяет порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, значимость критериев, установленных Заказчиком в документации о закупке, не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о закупках.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы по существу в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было выявлено следующее.
В целях применения п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в документации о закупке порядка расчета, присвоения баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком.
Утвержденная Заказчиком в документации о проведении открытого запроса предложений бинарная система оценки заявок участников по критерию "Квалификация участника закупки", предусматривающая присвоение участникам открытого запроса предложений либо 100 баллов, либо 0 баллов, исключает возможность получения участниками закупки промежуточных баллов, соответствующих их уровню квалификации.
Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться целевым и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России, при анализе документации о закупке, пришла к выводу, что утвержденный порядок оценки не соответствует принципу, закрепленному в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, так как позволяет лицам, в полной мере соответствующим критерию "Квалификация участника закупки", осуществлять минимальные снижения от начальной (максимальной) цены договора.
Кроме того, согласно п. 27 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке по критерию "Квалификация участника закупки" оценивается опыт надлежащего исполнения договоров (контрактов) поставки товара в 2015 - 2016 гг. При этом стоимость исполненных договоров (контрактов) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в п. 7 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке_ Подтверждающие документы: копии договоров (контрактов) поставки каменного угля и (или) топочного мазута стоимостью не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора_
Таким образом, учитывая то, что предметом закупки является поставка каменного угля, положения п. 27 раздела II "Информационная карта открытого запроса предложений" документации о закупке являются противоречивыми.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что данные противоречия являются следствием технической ошибки.
Однако Комиссия Ивановского УФАС России считает, что указанные ошибки могут привести к необъективному рассмотрению поданных участниками открытого запроса предложений заявок, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о закупках свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Дортрейд" на действия ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение N 31603977226) обоснованной в части первого довода жалобы.
Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата оглашения: 06 сентября 2016 года город Иваново
Дата изготовления: 09 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Дортрейд" на действия ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение N 31603977226), на основании ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и своего решения от 06.09.2016, предписывает:
1. Заказчику - ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" (153013, г. Иваново, ул. Кавалерийская, д. 3, кв. 25) в целях устранения нарушения Закона о закупках, в срок до 23.09.2016:
- отменить все протоколы, составленные в ходе указанной закупки;
- вернуть поданные на участие в открытом запросе предложений заявки участникам закупки;
- внести изменения в извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение N 31603977226) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 06.09.2016 и Законом о закупках;
- разместить измененные извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 28.09.2016 с приложением подтверждающих документов.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 9 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016