Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 7 сентября 2016 г. N 1-00-1617/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Экспресс Сервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Московское имущество" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание системы приточно - вытяжной вентиляции (реестровый N 31604004033) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Московское имущество" (далее - Положение о закупках).
17.08.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 17.08.2016 дата окончания подачи заявок - 29.08.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 31.08.2016, дата подведения итогов Закупки - 31.08.2016.
Из протокола об оценке и сопоставлении предложений на участие в Закупке от 31.08.2016 N 31604004033-02 следует, что заявка Заявителя была отклонена от участия в Закупке ввиду того, что представленное участником предложение не соответствут требованиям пункта 2.7.6 Аукционной документации, а именно: отсутствует подтверждение наличия у участника закупки опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки не менее 4 лет.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 7 "Требования к разделу "Требования к участникам процедуры закупки, условия допуска" Перечня дополнительных требований к положению о закупках товаров (работах, услугах) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.07.2013 N 441-ПП, раздел должен содержать положения о праве заказчика предусмотреть единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования (включая требования к опыту работы), а также требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов у поставщика (исполнителя). Перечень таких требований должен быть отражен в Положении о закупках. При этом раздел должен содержать положения о том, что требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 30 процентов от начальной (максимальной) цены от объема работ (услуг), подлежащих выполнению при проведении закупок на проектирование и строительство объектов капитального строительства, требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, должны быть определены заказчиком в документации о закупке.
Согласно пункту 14.2 Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе:
квалификационные требования (включая требования к опыту работы);
требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 30 процентов от начальной (максимальной) цены от объема работ (услуг), подлежащих выполнению при проведении закупок на проектирование и строительство объектов капитального строительства. Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, должны быть определены в документации о закупке
Аналогичная ссылка на возможность установления дополнительных требований к участникам закупки установлена в пункте 2.7.5.1 Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 8 Информационной карты Закупочной документации к участникам Закупки установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки (не менее 4 лет), что подтверждается копиями заключенных договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ.
Из пункта 3 Информационной карты Закупочной документации следует, что предметом Закупки является техническое обслуживание системы приточно-вытяжной вентиляции.
Согласно подпункту 4.19 пункта 20 Информационной карты Закупочной документации в составе заявки на участие в Закупке должны быть представлены копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки.
Исходя из вышеизложенного, участники Закупки должны представить в составе заявки на участие в Закупке копии договоров и актов, подтверждающих наличие опыта выполненных работ в течение 4 (четырех) лет по техническому обслуживанию системы приточно-вытяжной вентиляции.
В соответствии с пунктом 2.7.6.1 Закупочной документации при рассмотрении предложений участник процедуры закупки не допускается закупочной комиссией, созданной заказчиком для осуществления отдельных функций при проведении запроса предложений к участию в запросе предложений, в том числе в случае непредставления обязательных документов, определенных извещением о проведении Закупки и Закупочной документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике Закупки.
В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что Заявителем были представлены договоры и акты, подтверждающих наличие трехлетнего опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки.
Между тем, Комиссия отмечает, что требование к участникам Закупки о наличии четырехлетнего опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки, является необоснованным и приводит к ограничению конкуренции по отношению к участникам Закупки, что, в свою очередь, противоречит принципам, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 7 Перечня, а также пунктом 14.2 Положения о закупках Заказчик вправе установить квалификационное требование о наличии опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки. При этом, вышеуказанными положениями не регламентирована обязанность заказчика по установлению в закупочной документации конкретных временных рамок опыта выполненных работ, аналогичных предмету закупки. Следовательно, Заказчик самостоятельно определяет такое требование.
Однако, согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Также, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, а также к товарам, используемым для выполнения работ/оказания услуг, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
При этом, в ходе заседания Комиссии Заказчик не представил обоснование установления ранее указанного требования о наличии у участников Закупки четырехлетнего опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки, в составе Закупочной документации.
Таким образом, установленное в Закупочной документации требование о наличии у участников Закупки четырехлетнего опыта выполнения работ, аналогичных предмету Закупки, является необоснованным, носит дискриминирующий характер и приводит к ограничению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, отклонение заявки Заявителя от участия в Закупке неправомерно.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
В указанных действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 2.7.6 Закупочной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 2.7.6 Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО "Экспресс Сервис"
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 3, оф. 210
ГУП "Московское имущество"
117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 14, к. 1
ЗАО "Вэллстон"
107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 2/1, стр. 1, оф. 302
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1617/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.09.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 07.09.2016 по делу N 1-00-1617/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП "Московское имущество" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание системы приточно - вытяжной вентиляции (реестровый N 31604004033) (далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 07.09.2016 по делу N 1-00-1617/77-16.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупки таким образом, чтобы он составлял не менее трех рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 07.09.2016 по делу N 1-00-1617/77-16.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 12.10.2016.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 19.10.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 сентября 2016 г. N 1-00-1617/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016