Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-148/2016 (опубликовано 8 сентября 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии - <___> членов Комиссии: <___>
в присутствии представителя заявителя ООО "Гарант-Мастер": <___>
в присутствии представителя ответчика ООО "Газпром подземремонт Оренбург": <___>
рассмотрев жалобу ООО "Гарант-Мастер" (исх. Nб/н от 31.08.2016 г.) <___> на действия ООО "Газпром подземремонт Оренбург" <___> при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по ремонту автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург" (извещение N 31603988571), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Гарант-Мастер" (исх. Nб/н от 31.08.2016 г.) <___> на действия ООО "Газпром подземремонт Оренбург" <___> при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по ремонту автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург" (извещение N 31603988571).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N12521 от 02.09.2016 г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов выставлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. N12522 от 02.09.2016 г.).
Информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/. Рассмотрение жалобы назначено на 06.09.2016 г. на 10 ч. 30 мин.
Из содержания жалобы следует, что заявителем жалобы была подана заявка на участие в данном запросе предложений. В соответствии с п.9.8.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компании Группы Газпром по окончании времени подачи заявок, Организатор проводит анализ заявки на участие в запросе предложений на соответствие формальным требованиям документации о запросе предложений, в том числе на: не превышение предложения по цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), содержащегося в заявке на участие в запросе предложений, над начальной (максимальной) ценой предмета запроса предложений (договора), установленной Заказчиком, Организатором.
Решение Комиссии по подведению итогов запроса предложений оформляется протоколом. Протоколы, составляемые в ходе проведения запроса предложений, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (п.9.9.2-9.9.3 указанного Положения).
Данное требование, не было выполнено организатором торгов в день вскрытия заявок (22.08.2016 г.). Вместо этого, организатор торгов разместил уведомление о вскрытии заявок, с указанием наименования участников и суммы договора, без указания бального критерия оценки заявок согласно Методике анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений - приложение N 1 к Документации о запросе предложений N 029/16/2.1/0057732/ПРОренбург/12.08.16/ЗЭ).
30.08.2016 г. на сайте электронной торговой площадки Группы Газпромбанка был опубликован протокол N 14/16-2/ЗП-029 заседания комиссии по подведению итогов запроса предложений N029/16/2.1/0057732/ПРОренбург/12.08.16/ЗЭ. Комиссия по подведению итогов запроса предложений ООО "Газпром подземремонт Оренбург", рассмотрела заявки на участие в запросе предложений, заключения и рекомендации экспертов и решила:
1. Признать наилучшей заявку на участие в запросе предложений ИП <___> с ценой 499 999,99 (Четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять руб. 99 коп.) руб. без НДС.
2. Признать второй по предпочтительности заявку на участие в запросе предложений ООО "Гарант- Мастер" с ценой 499 999,98 (Четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять руб. 98 коп.) руб. без НДС.
ООО "Гарант-Мастер", вынужден не согласиться с данным решением комиссии, т.к. цена его заявки меньше цены заявки ИП <___> а остальные критерии определения наилучшей заявки в протоколе не отражены.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и представил возражения по жалобе (исх. N24-2644 от 06.09.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч.5 ст.4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Часть 12 статьи 4 Закона о закупках гласит, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
1. 12.08.2016 г. на сайте www.zakupki.gov.ru ООО "Газпром подземремонт Оренбург" <___> (заказчиком) было размещено извещение N 31603988571 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по ремонту автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург". Также информация об указанной закупке была размещена на сайте электронной площадки www.etpgaz.gazprombank.ru, номер запроса предложений N 029/16/5/0057732/ПРОренбург/12.08.2016/ЗЭ.
Согласно указанного извещения N 31603988571 открытый запрос предложений на оказание услуг по ремонту автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург" проводится в электронной форме.
С учетом изменений, внесенных в извещение N 31603988571, подведение итогов открытого запроса предложений состоялось 29.08.2016 г. в 16 ч. 30 мин.
В соответствии с п.15.3 Документации открытого запроса предложений на оказание услуг по ремонту легковых автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург" N 029/16/5/0057732/ПРОренбург/12.08.2016/ЗЭ (далее - Документация), утвержденной начальником управления подготовки и проведения конкурентных закупок <___> от 12.08.2016 г., по результатам процедуры вскрытия заявок Организатор формирует Акт вскрытия заявок на участие в запросе предложений.
Пункт 16.1.4 Документации гласит, что Организатор проводит анализ заявки на участие в запросе предложений в соответствии с Приложением 1 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений", являющимся неотъемлемой частью данной документации, в том числе на:
- соответствие предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (объём выполняемых работ);
- наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе предложений;
- наличие согласия участника закупки с условиями проекта договора, содержащегося в документации о запросе предложений;
- не превышение предложения участника по цене договора (работ, являющихся предметом закупки), содержащегося в заявке на участие в запросе предложений, над начальной (максимальной) ценой предмета запроса предложений (договора), установленной Заказчиком в документации;
- соответствие срока действия Заявки на участие в Запросе предложений требованиям настоящей Документации о Запросе предложений (п. 12.8).
В соответствии с п.16.2.1 Документации в рамках оценочной стадии Организатор оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с Приложением 1 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений", учитывая следующие критерии: Оценка квалификации Участника (п.16.2.1.1 Документации); Оценка коммерческого предложения Участника (п.16.2.1.2 Документации); Оценка технического предложения Участника (п.16.2.1.3 Документации).
Пунктом 18.4 Документации предусмотрено, что решение Комиссии по подведению итогов запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименование предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения:
- о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в запросе предложений;
- о принятом решении;
- в случае принятия решения о выборе лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес местонахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.
Согласно п.19.1 Документации протоколы, составляемые в ходе проведения запроса предложений, размещаются Заказчиком (Организатором) на официальном сайте, электронной площадке, а также на сайте Заказчика и/или Заказчика (Организатора), не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Комиссией установлено, что согласно Акту вскрытия заявок на участие в запросе предложений N0066/16/5/0057732/ПРОренбург/ЗП/ГОС/Э/12.08.2016 от 22.08.2016 г. заказчиком, организатором - ООО "Газпром подземремонт Оренбург" установлено, что до истечения установленного срока подачи заявок на участие в запросе предложений представлено 4 (четыре) заявки. Вскрытие заявок на участие в запросе предложений, загруженных участниками, осуществлено с помощью функционала автоматизированной системы электронных закупок (АСЭЗ).
Протокол вскрытия заявок на участие в указанном запросе предложений заказчик не составлял, поскольку данное требование не предусмотрено Документацией.
Согласно Методики анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений участника по сводному протоколу балльной оценки заявки на участие в запросе предложений у ИП <___> - 76,67 баллов.
Согласно Методики анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений участника по сводному протоколу балльной оценки заявки на участие в запросе предложений у ООО "Гарант- Мастер" - 75,27 баллов.
В соответствии с протоколом N14/16-2/ЗП-029 заседания комиссии по подведению итогов запроса предложений N 029/16/2.1/0057732/ПРОренбург/12.08.2016/ЗЭ от 29.08.2016 г. вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений, загруженных участниками, осуществлено с помощью функционала электронной торговой площадки ЭТП ГПБ www.etpgaz.gazprombank.ru 22.08.2016 в 13-30 (время местное).
В запросе предложений приняли участие следующие организации: ИП <___> ИП <___> ООО "ГАРАНТ-МАСТЕР" <___> ООО "ЦЕНТР ТНВД" <___>
Оценка заявок на участие в запросе предложений производилась с привлечением экспертов от следующих подразделений ООО "Газпром подземремонт Оренбург": транспортного отдела, отдела ценообразования и экспертизы смет, службы корпоративной защиты.
Комиссия по подведению итогов запроса предложений ООО "Газпром подземремонт Оренбург" рассмотрела заявки на участие в запросе предложений, заключения и рекомендации экспертов и решила:
1. Признать наилучшей заявку на участие в запросе предложений ИП <___> с ценой 499 999,99 (Четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять руб. 99 коп.) руб. без НДС.
2. Признать второй по предпочтительности заявку на участие в запросе предложений ООО "ГАРАНТ-МАСТЕР" с ценой 499 999,98 (Четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять руб. 98 коп.) руб. без НДС.
Комиссией установлено, что протокол N 14/16-2/ЗП-029 заседания комиссии по подведению итогов запроса предложений N 029/16/2.1/0057732/ПРОренбург/12.08.2016/ЗЭ от 29.08.2016 г. был размещен заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru 30.08.2016 г., т.е. в установленные Законом о закупках сроки и содержит все необходимые сведения согласно Документации.
Следовательно, жалоба заявителя является необоснованной.
2. В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что согласно п.9.10.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012 г. N1969 (с изменениями), участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в течение срока, установленного документацией о запросе предложений и/или уведомлении о результатах запроса предложений, должен представить Заказчику подписанный им текст договора на условиях, содержащихся в документации о запросе предложений и представленной им заявке на участие в запросе предложений.
В соответствии с п.20.1 Документации участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о заключении договора, должен представить Заказчику подписанный с его стороны договор на условиях, содержащихся в документации о запросе предложений и представленной им заявке на участие в запросе предложений, соответствующей условиям и требованиям Заказчика, а также информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) в соответствии с формой, прилагаемой к договору.
Следовательно, установление заказчиком срока заключения договора с победителем запроса предложений ранее 10 (десяти) дней приводит или может привести к нарушению ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 10 ст.3 Закона о закупках предусмотрено, что участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что заключение договора заказчиком с победителем запроса предложений ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения нарушает требования ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
В виду того, что открытый запрос предложений в электронной форме на оказание услуг по ремонту автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург" (извещение N 31603988571) завершен (заказчиком выявлен победитель и ему направлен на подписание соответствующий договор), права и законные интересы заявителя не нарушены в части возможности обжалования действий заказчика при проведении указанной закупки, Комиссия приходит к выводу в данном случае не выдавать предписание заказчику о внесении изменений в Документацию в части нарушения сроков заключения договора с победителем запроса предложений ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Вместе с тем, Комиссия считает, что заказчику необходимо выдать предписание об обращении в Совет директоров ОАО "Газпром" о внесении изменений в п.9.10.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012 г. N1969 (с изменениями), в части срока заключения договора с победителем запроса предложений не ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Гарант-Мастер" (исх. Nб/н от 31.08.2016 г.) <___> на действия ООО "Газпром подземремонт Оренбург" <___> при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по ремонту автомобилей администрации ООО "Газпром подземремонт Оренбург" (извещение N 31603988571) необоснованной.
2. Заказчику ООО "Газпром подземремонт Оренбург" выдать предписание об обращении в Совет директоров ОАО "Газпром" о внесении изменений в п.9.10.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012 г. N1969 (с изменениями), в части срока заключения договора с победителем запроса предложений не ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <___>
Члены Комиссии
Предписание по делу N 07-16-148/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <___> членов Комиссии: <___>
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 07.09.2016 г. по делу N 07-16-148/2016, предписывает:
1. Заказчику ООО "Газпром подземремонт Оренбург" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: обратиться в Совет директоров ОАО "Газпром" о внесении изменений в п.9.10.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012 г. N1969 (с изменениями), в части срока заключения договора с победителем запроса предложений не ранее 10 (десяти) дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии <___>
Члены Комиссии <___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-148/2016 (опубликовано 8 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016