Постановление Федеральной антимонопольной службы
от 5 сентября 2016 г. N СП/62001/16
Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Николаевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16, возбужденного в отношении <>, в присутствии <> надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16, в присутствии защитника <> (по доверенности от 24.08.2016 N 61АА4641336), которой разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а так же права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП. установил:
В ФАС России поступили заявления МУП "Теплоэнерго" от 29.12.2015 N 50/19-2/1437, 50/19-2/1438 о разногласиях, возникших между
МУП "Теплоэнерго" и Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ Ростовской области) по постановлению РСТ Ростовской области от 27.11.2015 N 70/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2016 - 2018 годы" (далее - Постановление РСТ Ростовской области от 27.11.2015 N 70/18).
По результатам рассмотрения разногласий ФАС России издан приказ от 14.06.2016 N 758/16 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между МУП "Теплоэнерго" и РСТ Ростовской области (далее - Приказ ФАС России от 14.06.2016 N 758/16), в соответствии с пунктом 2 которого были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую
МУП "Теплоэнерго" на период регулирования - 2016 год, а также долгосрочных параметров регулирования, размеры расходов по статьям затрат:
- "Другие расходы" - 455,07 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в сумме 196,73 тыс. руб.);
- "Прибыль" (в части учета расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации) - 4 705,67 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в сумме 4 651,29 тыс. руб.);
- "Налог на прибыль" - 941,13 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в сумме 930,26 тыс. руб.).
В соответствии с пунктом 5 Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 установлено, что РСТ Ростовской области была обязана пересмотреть ранее установленные на 2016-2018 года тарифы в сфере теплоснабжения для МУП "Теплоэнерго" с учетом Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 в срок до 15 июня 2016 года, обеспечив введение в действие пересмотренных тарифов с 1 июля 2016 года.
Одновременно пунктом 6 Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 определено, что РСТ Ростовской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) в сфере теплоснабжения для МУП "Теплоэнерго" необходимо было письменно проинформировать
ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) и пересмотре долгосрочных параметров регулирования, принятие которых предписывается настоящим приказом;
- протокола заседания правления РСТ Ростовской области, на котором принимались решения, принятие которых предписывается
Приказом ФАС России от 14.06.2016 N 758/16;
- экспертного заключения по делу об установлении для
МУП "Теплоэнерго" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы, в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Во исполнение пункта 6 Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 РСТ Ростовской области письмом от 23.06.2016 N 40.1/3641 представила в
ФАС России копии вышеуказанных документов.
Согласно представленному постановлению РСТ Ростовской области от 15.06.2016 N 23/1 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.11.2015 N 70/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2016 - 2018 годы", а также дополнению к заключению по делу N 40/3262/15.05.2016 от 14.06.2016 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией
МУП г. Азова "Теплоэнерго" потребителям муниципального образования Город-Азов" расходы с учетом Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 на 2017 и 2018 годы по статьям "Прибыль" и "Налог на прибыль" учтены в размере, эквивалентном первоначально утвержденному Постановлением
РСТ Ростовской области от 27.11.2015 N 70/18, что свидетельствует о частичном невыполнении пункта 5 Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16.
В соответствии со статьей 26.10 КоАП по фактам выявленных признаков административного правонарушения, определением ФАС России от 04.08.2016 N 31/53397/16 возбуждено дело об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16 по части 5 статьи 19.5 КоАП в отношении <>. Данным определением ФАС России обязал <> представить в том числе имеющуюся информацию о причинах и условиях по выявленным признакам административного правонарушения.
Письмом от 05.08.2016 N 40-1/4707 руководителем РСТ Ростовской области <> представлены пояснения о причинах неисполнения Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16, где он пояснил, что исполняя вышеуказанный приказ согласно пункту 2 которого были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго", расходы по отдельным статьям затрат на период регулирования - 2016 год, РСТ Ростовской области полагала, что следует пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные оспариваемым постановлением
РСТ Ростовской области, на 2016 год. Корректировку тарифов на тепловую энергию на 2017-2018 годы с учетом приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 предполагалось осуществить в рамках предусмотренной действующим законодательством ежегодной корректировки долгосрочных тарифов. Пересмотренные тарифы на 2016 год были введены в действие с 01 июля 2016 года, о чем ФАС России была проинформирована письмом
РСТ Ростовской области от 23.06.2016 N 40.1/3641.
Дополнительно <> сообщил, что получив определение ФАС России от 04.08.2016 N 31/53397/16 о возбуждении дела об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16 и проведении административного расследования, которым разъяснены положения приказа ФАС от 14.06.2016 N 758/16 о необходимости пересмотра в установленный приказом срок тарифов и на 2017 и на 2018 годы, для исполнения приказа
ФАС от 14.06.2016 N 758/16 в полном объеме РСТ Ростовской области, 05 августа 2016 года на заседании Правления РСТ Ростовской области N 32 приняла постановление N 32/1 "О внесении изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.11.1.2015 N 70/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2016-2018 годы", которое учитывает включение при расчете тарифов на 2017-2018 гг. дополнительных расходов по статьям "Прибыль", "Налог на прибыль", "Другие расходы".
Одновременно РСТ Ростовской области направила письмо от 05.08.2016 N 40.1/4706 с просьбой о продлении срока исполнения приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 до 08 августа 2016 года.
Между тем ходатайство о продлении срока исполнения приказа
ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 датировано позднее срока, установленного для его исполнения, и принимая во внимание что письмом от 05.08.2016 исх. N 40-1/4707 РСТ Ростовской области проинформировала ФАС России о фактическом исполнении приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16, оснований для продления до 08 августа 2016 года срока исполнения приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 не усматривается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19.5 КоАП невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В этой связи, учитывая, что в срок до 15 июня 2016 года пункт 5 приказа
ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 был исполнен РСТ Ростовской области не в полном объеме, то данные действия влекут за собой ответственность, предусмотренную пунктом 5 статьи 19.5 КоАП.
На основании пункта 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статьи 23.51 КоАП, ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 19.5 КоАП.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области" (далее - Положение) РСТ Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения РСТ Ростовской области возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ростовской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на РСТ Ростовской области полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Таким образом в действиях <>, являющегося руководителем на момент неисполнения в установленный срок Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16, усматривается состав административного правонарушения, выразившегося в неисполнении пункта 5 Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП.
Место совершения административного правонарушения - 344019, г. Ростов на Дону. ул. М. Горького. д. 295.
Время совершения административного правонарушения: 16.06.2016.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП, в соответствии с которой невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Объект административного правонарушения: общественные отношения связанные с тарифным регулированием.
Объективная сторона: состоит в неисполнении предписания антимонопольного органа.
Субъект административного правонарушения: <>.
Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16 и установленных обстоятельств, у <> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.5 КоАП.
Факт совершения административного правонарушения <>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16 от 26.08.2016, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения <> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
При рассмотрении дела в отношении <> отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При рассмотрении дела в отношении <> в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, установлено, прекращение противоправного поведения, лицом, совершим административное правонарушение.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие лица, содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 181 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 5 Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 РСТ предписано пересмотреть установленные на 2016-2018 годы тарифы в сфере теплоснабжения для МУП Азова "Теплоэнерго" с учетом данного приказа в срок до 15.06.2016, обеспечив введение в действие пересмотренных тарифов с 01.07.2016.
Приказ ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 поступил в РСТ для исполнения 14.06.2016 (вх. РСТ от 14.06.2016 "N 40/3077).
Во исполнении Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 постановлением РСТ от 15.06.2016 N 23/1 были внесены изменения в постановление РСТ от 27.11.2015 N 70/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2016-2018 годы" в части пересмотра тарифов на 2016 год и долгосрочных параметров регулирования МУП города Азова "Теплоэнерго".
Исполняя Приказ ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 согласно пункту 2 которого были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго" расходы по отдельным статьям затрат на период регулирования - 2016 год, РСТ полагала, что следует пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные оспариваемым постановлением РСТ на 2016 год.
Корректировку тарифов на тепловую энергию на 2017 - 2018 годы с учетом Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 предполагалось осуществить в рамках предусмотренной действующим законодательством ежегодной корректировки долгосрочных тарифов.
Пересмотренные тарифы были введены в действие с 01.07.2016, о чем РСТ проинформировало ФАС России письмом от 23.06.2016 N 40.1/3641.
После получения определения ФАС России от 04.08.2016 N 31/53397/16 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, которым разъяснены положения Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 о необходимости пересмотра в установленный приказом срок тарифов и на 2017 и на 2018 годы, 05.08.2016 во исполнении Приказа ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 на заседании Правления РСТ N 32 было принято постановление N 32/1 "О внесении изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.11.2016 N 70/18" "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП города Азова "Теплоэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2016-2018 годы", которое учитывает включение при расчете тарифов на 2017-2018 годы дополнительных расходов по статьям "Прибыль" и "Налог на прибыль", определенные в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Приказ ФАС России от 14.06.2016 N 758/16 на момент рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16 исполнен в полном объеме.
По результатам служебной проверки, организованной Приказом РСТ от 05.08.2016 N 44 для установления фактов, изложенных в определение ФАС России от 04.08.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16 и проведении административного расследования, виновные должностные лица РСТ были привлечены к дисциплинарной ответственности Приказ РСТ от 30.08.2016 N 123-л/с.
Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей к <>, с учетом вышеуказанных обстоятельств, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.
Учитывая, что в действиях <> не усматривается существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного <>, учитывая отсутствие негативных последствий, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, считаю возможным освободить <> от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом вменяемое правонарушение не повлекло за собой причинения существенного вреда общественным отношениям. На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.9, частью 5 статьи 19.5, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N 4-19.5-913/00-31-16, возбужденному в отношении <> прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, <> освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
С.А. Пузыревский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2016 г. N СП/62001/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016