Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 7 сентября 2016 г. N Р3-202/16,-Р3-203/16
Резолютивная часть решения оглашена "06" сентября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "07" сентября 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Е.Г. Великанова,
в присутствии представителя муниципального казенного учреждения "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска" - <_>
в отсутствие представителей ООО "Стройиндустрия" и ООО "Стройинвест", уведомленных о месте и времени рассмотрения жалоб надлежаще,
рассмотрев жалобы ООО "Стройиндустрия" и ООО "Стройинвест", (далее - Заявители) на действия муниципального казенного учреждения "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реставрации здания-памятника "Дом купца В.И.Каверина" (Моршанский краеведческий музей) (извещение N 0364300030616000021) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Муниципальное казенное учреждение "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска" 21.07.2016 опубликовало на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0364300030616000021 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реставрации здания-памятника "Дом купца В.И.Каверина" (Моршанский краеведческий музей) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 293 441,00 руб.
Заказчик - муниципальное казенное учреждение "Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска"
16.08.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе.
ООО "Стройиндустрия" в своей жалобе указало, что в нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе отсутствует указание, в какой части (разделе) документации об аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает на следующие нарушения:
- Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование о том, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии;
- в нарушении части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
-- в проекте контракта неправомерно установлено положение об оплате работ за вычетом размера неустойки (штрафа, пени) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком контрактных обязательств;
- Заказчиком в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки их соответствия требованиям Постановления Правительства от 14.02.2015 N 99.
Заказчик на рассмотрение жалобы представил возражения, в которых доводы Заявителей отклонил.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, установила следующее.
Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет довод ООО "Стройиндустрия" о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы пояснил, что в пункте 21 Информационного паспорта аукциона документации Аукциона указано, что требования к товару, используемому при выполнении работ, не установлены. При подаче заявке от участников закупки только согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе. В связи с этим, Заказчик не указал раздел документации об аукционе, в котором установлены такие сведения.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии с пунктом 8.4 документации электронного аукциона, пунктом 2.3 Проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии, предоставляемой для обеспечения исполнения контракта определяется с учетом требований статьи 96 Закона о контрактной системе должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 5.1 проекта муниципального контракта определены следующие календарные сроки выполнения работ:
- начало работ: дата заключения контракта;
- окончание работ: 25.12.2016 г.
В пункте 4.1 проекта муниципального контракта установлено следующее: "4.1. Оплата по настоящему контракту осуществляется Заказчиком безналичным расчетом в рублевом эквиваленте через лицевой счет Заказчика путем дальнейшего перечисления указанных средств на расчетный счет Подрядчика, за фактически выполненные работы на основании актов о приемке выполненных работ ф. КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат ф. КС-3, но не позднее 31.12.2016".
Таким образом, с учетом положения документации и требований действующего законодательства о контрактной системе следует, что участникам закупки дана возможность определить срок действия банковской гарантии, следовательно, довод Заявителя, согласно которому Заказчиком не установлен конкретный срок действия банковской гарантии, не обоснован.
3. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом "б" части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товар.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил документацию об Аукционе, пунктами 4.1 - 4.4 проекта контракта которой предусмотрен порядок оплаты, а также условие, предусматривающее изменение по соглашению сторон существенных условий контракта при уменьшении (увеличении) количества товаров, объемов работы (услуг) не более чем на десять процентов с пропорциональным изменением цены контракта.
Также, представитель Заказчика сообщил, что цена контракта определяется на основании предложения победителя Аукциона, которая указывается в контракте при его заключении.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Стройинвест" не нашел своего подтверждения.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Законао контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Проект контракта в соответствии с требованиями частей 4 - 8 статьи 34 Закона содержит условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 4.3 проекта муниципального контракта установлено следующее: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, предусмотренных контрактом обязательств, Заказчик вправе произвести оплату по контракту только после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или произвести оплату путем выплаты Подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени)".
Согласно письму ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15 и письму Минэкономразвития России от 21.09.2015 N Д28и-2829 заказчик вправе производить оплату контракта за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.
Таким образом, положение пункта 4.3 проекта контакта не противоречит требованиям действующего законодательства.
В данной части жалоба ООО "Стройинвест" является необоснованной.
5. ООО "Стройинвест" считает, что Заказчик в аукционной документации некорректно установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства от 14.02.2015 N 99, а именно заказчик в аукционной документации не указывает, по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод необоснованным в силу следующего.
В разделе 3 и пункте 5.3 документации об Аукционе Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а также требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительному требованию.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В извещении о проведении рассматриваемого аукциона заказчиком указан код по ОКПД 2 - 41.20.40.000 - "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)".
Таким образом, посредством указания кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, в аукционной документации указана группа строительных работ, по которой участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки на участие в аукционе документы, подтверждающие наличие у него опыта исполнения соответствующих контрактов.
Поскольку объектом рассматриваемой закупки являются работы в отношении объекта капитального строительства, участник закупки обязан подтвердить опыт исполнения контракта по указанной группе строительных работ.
Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства в рассматриваемых действиях Заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобы ООО "Стройиндустрия" и ООО "Стройинвест" необоснованными.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 сентября 2016 г. N Р3-202/16,-Р3-203/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016