Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<>,
рассмотрев жалобу ООО "Пелискер" от 25.08.2016 N558 на действия (бездействие) заказчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству транспортной развязки на км 27 автомагистрали М-1 "Беларусь" от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест), Московская область (торги с привлечением к исполнению Договора субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N 31603973435) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Пелискер" (далее - Заявитель) от 25.08.2016 N558 (вх. 126179/16 от 25.08.2016) на действия (бездействие) заказчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству транспортной развязки на км 27 автомагистрали М-1 "Беларусь" от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест), Московская область (торги с привлечением к исполнению Договора субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N 31603973435) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Порядком закупочной деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", утвержденным решением наблюдательного совета Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (протокол N 38 от 31.08.2012, с изменениями) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
08.08.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Документации установлены некорректно критерии и порядок оценки, так как начисление баллов за наличие производственных мощностей зависит от формы собственности, а также установленные технические характеристики производственных мощностей не соответствуют проектной документации;
Заказчиком в методике оценки установлено количество кадровых ресурсов и технические характеристики производственных мощностей не соответствующие проектной документации;
в Документации неправомерно установлены излишние требования к банкам для получения банковской гарантии;
Заказчиком неправомерно установлен критерий оценки: использование участником Конкурса при выполнении работ на машинах систем ГЛОНАСС и/или GPS.
Заказчиком некорректно установлена начальная максимальная цена закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таблицами NN 3, 4 раздела VII Документации установлен порядок и критерии оценки, в том числе наличие у участника Конкурса минимально необходимых для выполнения работ по предмету Договора техники, оборудования, производственных мощностей.
При оценке вышеуказанного критерии Заказчик начисляет баллы за наличие техники, оборудования, производственных мощностей в собственности:
Наличие до 25% (включительно) единиц техники, оборудования в собственности, остальная техника, оборудование привлечены по договору лизинга и/или аренды, и/или договору оказания услуг, и/или по иным основаниям |
5 |
Наличие до 50% (включительно), но более 25% единиц техники, оборудования в собственности, остальная техника, оборудование привлечены по договору лизинга и/или аренды, и/или договору оказания услуг, и/или по иным основаниям |
10 |
Наличие до 75% (включительно), но более 50% единиц техники, оборудования в собственности, остальная техника, оборудование привлечены по договору лизинга и/или аренды, и/или договору оказания услуг, и/или по иным основаниям |
15 |
Наличие более 75% единиц техники, оборудования в собственности, остальная техника, оборудование привлечены по договору лизинга и/или аренды, и/или договору оказания услуг, и/или по иным основаниям |
20 |
Отсутствие мобильных асфальтобетонных заводов (асфальтосмесительных установок) или стационарных асфальтобетонных заводов, (асфальтосмесительных установок), находящихся на расстоянии не более 60 км от места выполнения работ, являющихся предметом Договора |
0 |
Мобильные асфальтобетонные заводы (асфальтосмесительные установки) или стационарные асфальтобетонные заводы (асфальтосмесительные установки) находящиеся на расстоянии не более 60 км от места выполнения работ, используются по договору аренды или привлечены по иным основаниям, за исключением Договора лизинга |
5 |
Мобильные асфальтобетонные заводы (асфальтосмесительные установки) или стационарные асфальтобетонные заводы, (асфальтосмесительные установки) находящиеся на расстоянии не более 60 км от места выполнения работ, являющихся предметом Договора, используются по Договору лизинга |
10 |
Мобильные асфальтобетонные заводы (асфальтосмесительные установки) или стационарные асфальтобетонные заводы (асфальтосмесительные установки) находящиеся на расстоянии не более 60 км от места выполнения |
20 |
При этом, Заказчик также предусматривает начисление баллов за наличие техники, оборудования, производственных мощностей у участника закупки по договору лизинга и/или аренды, и/или договору оказания услуг, и/или по иным основаниям, что не ограничивает участников закупки не обладающих техникой, оборудованием, производственными мощностями в собственности.
Также таблицой N3 раздела VII предусмотрено начисление баллов за наличие у участника закупки широкозахватный асфальтоукладчик шириной укладки не менее 9,5 м.
Согласно доводу Заявителя, проектной документацией установлено требование о том, что ширина укладки широкозахватный асфальтоукладчик должен составлять не менее 7-м, в связи с чем порядок оценки не соответствует проектной документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что данные критерии являются оценочным и не влияет на допуск участников закупки, так как порядком оценки данного критерия предусмотрено начисление баллов, где за наличие каждой единицы техники с установленными в порядке оценки характеристиками начисляется отдельный балл.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, таблицей N2 раздела VII Документации предусмотрен порядок и критерий оценки за наличие у участника Конкурса минимально необходимого для выполнения работ персонала, а именно:
"Всего - не менее 147 человек, В том числе:
1) инженеры с высшим образованием в сфере строительства автомобильных дорог и/или искусственных сооружений на них - не менее 24 человек (в том числе обязательное наличие с инженеров высшим образованием в сфере искусственных сооружений на них - не менее 8 человек).
рабочие строительных профессий 10 - не менее 123 человек (в том числе не менее 25 машинистов строительной техники)".
Согласно пункту 16 "Технико-экономические показатели строительства" проектной документации средневзвешенная численность работающих должна составлять 147 человек.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что данный критерии является оценочным и не влияет на допуск участников закупки, так как порядком предусмотрено предоставления баллов где за наличие менее 147 человек предусмотрено 0 баллов.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен частью 1 статьи 1.5 Положения о закупках.
Пунктом 22 "Информационной карты" Документации установлено требование обеспечения исполнения обязательств по договору: "Размер обеспечения исполнения обязательств по Договору, срок и порядок его предоставления:
Договор заключается только после предоставления Участником Конкурса, с которым заключается Договор, безотзывной банковской гарантии, в соответствии с требованиями Приложения N 9 к Конкурсной Документации и Приложение N 15 к проекту Договора (Приложение N 6 к Конкурсной Документации), в размере 10 (десять) процентов от Начальной (максимальной) Цены Договора".
Согласно пункту б) Приложения 15 к проекту договора Гарант должен удовлетворять следующим требованиям, в том числе наличие собственных средств (капитала) Гаранта в размере не менее 10 миллиардов рублей.
Приложение 9 Документации предусмотрены требования к Гаранту:
"Гарант должен быть надлежащим образом уполномочен в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации на выдачу Гарантии, что должно подтверждаться: наличием у Гаранта лицензии (генеральной лицензии) Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, уполномочивающей Гаранта осуществлять выдачу банковских гарантий, или наличием у Гаранта лицензии на осуществление страхования, в которой указан соответствующий вид страхования, выданной органом страхового надзора в соответствии с 211.
Законодательством Российской Федерации, уполномочивающей Гаранта осуществлять выдачу банковских гарантий.
2.2. В отношении Гаранта не должно быть вынесено решение соответствующим уполномоченным органом об отзыве (аннулировании) лицензии, указанной в пункте 2.1 настоящих Требований, ограничении или приостановлении ее действия.
2.3. В отношении Гаранта не должны быть:
начата процедура добровольной (принудительной) ликвидации;
подан иск о признании Гаранта банкротом;
принято решение о приостановлении деятельности Гаранта в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.4. Период деятельности Гаранта должен составлять не менее 3 (трех) лет с даты государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (при слиянии или присоединении банков или страховых организаций указанный срок рассчитывается в отношении организации, имеющей более раннюю дату государственной регистрации, при преобразовании указанный срок не прерывается).
2.5. Достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности Гаранта и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации должны подтверждаться аудиторским заключением о достоверности бухгалтерских отчетов Гаранта за последний завершенный финансовый год.
2.6. Дополнительные требования к гаранту содержатся в проекте Договора и приложениях к нему (Приложение N 6 к Конкурсной Документации)".
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающей, что данные требования к банкам ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлен критерий оценки об использование участником Конкурса при выполнении работ на машинах систем ГЛОНАСС и/или GPS.
Таблицей N5 раздела VII Конкурсной Документации установлен порядок и критерий оценки об использование Участником Конкурса при выполнении работ систем ГЛОНАСС и/или GPS:
Использование Участником Конкурса при выполнении работ систем ГЛОНАСС и/или GPS |
Количество баллов |
Не используют при выполнении работ систему ГЛОНАСС и/или GPS |
0 |
Используют при выполнении работ систему ГЛОНАСС и/или GPS |
10 |
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснила, что наличие данных систем позволяет отслеживать местонахождение машин, а также данный критерии не является основанием для отказа в допуске участникам закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пункту 4 "Информационной карты" Документации:
"Начальная (максимальная) Цена Договора с учетом НДС: 2 144 129 950 (два миллиарда сто сорок четыре миллиона сто двадцать девять тысяч девятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, в том числе:
- кадастровые работы: 6 219 980,00 руб.
- временные здания и сооружения (по фактически произведенным затратам): 37 871 080,00 руб.
резерв средств на непредвиденные работы и затраты (по фактически произведенным затратам): 21 759 910,00 руб".
Представитель Заказчика пояснил, что часть работ, предусмотренных проектной документацией, уже исполнена, в связи с чем стоимость работ по Конкурсу составляет стоимость, которая меньше стоимости предусмотренной проектной документацией.
Кроме того, в составе Документации размещена "Ведомость работ", в которой предусмотрены все работы и их объемы, на основании чего, представляется возможным произвести расчет стоимости выполняемых работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решила:
1. Признать жалобу ООО "Пелискер" от 25.08.2016 N558 на действия (бездействие) заказчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству транспортной развязки на км 27 автомагистрали М-1 "Беларусь" от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест), Московская область (торги с привлечением к исполнению Договора субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N 31603973435) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 сентября 2016 г. N 17/61474/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016