Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N 4-00-756/77-16 (опубликовано 5 сентября 2016 г.)
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки; 2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.02.2016 Заказчиком размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ по разработке и внедрению геомаркетинговой информационно-аналитической системы для предоставления информационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства "Маркетинговый навигатор МСП", участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно Извещению о проведении открытого конкурса, дата окончания подачи заявок - 18.03.2016, дата рассмотрения заявок - 18.03.2016, дата проведения оценки и сопоставления заявок на участие в закупке - 22.03.2016.
Согласно Протоколу N 31603314594/01 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 18.03.2016, к моменту окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе по Лоту 1 было поданы четыре заявки, по Лоту 2 - одиннадцать заявок.
В соответствии с Протоколом N 31603314594/02 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 18.03.2016, Закупочная комиссия, рассмотрев 2 поступившие заявки в соответствии с Положением о закупках приняла следующее решение:
"отказать в допуске к участию в открытом конкурсе и в признании участником открытого конкурса ООО "Компания Сайтсофт" вследствие несоответствия заявки по составу и оформлению: подпункт "А" пункта 10.9.4 подраздела 10.9 раздела 10 Главы 5 Положения о закупках. В нарушение требований подпункта б) "Порядка оформления заявки на участие в закупке" пункта 8 Главы 1 "Информационная карта" в составе Заявки участника представлены копии документов, не подписанные от имени участника закупки и не скреплены печатью (при наличии печати в соответствии с законодательством
РФ) (за исключением оригиналов и нотариально заверенных копий) (документы, обязательные для предоставления в составе заявки в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 8 Главы 1 "Информационная карта" документации о закупке, представлены в виде незаверенных копий)".
В соответствии в Протоколом N 31603314594/04 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 22.03.2016, с учетом проведенной оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе Закупочная комиссия признала участника открытого конкурса ООО "АРТВЕЛЛ" победителем открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ по разработке и внедрению геомаркетинговой информационно-аналитической системы для предоставления информационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства "Маркетинговый навигатор МСП", участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по Лоту 2 (Разработка Портала "Маркетингового навигатора МСП)".
Советом директоров АО "Корпорация "МСП" (протокол N 2 от 06.11.2015) утверждено Положение о закупках АО "Корпорация МСП" (далее
- Положение о закупке), распространяющееся на отношения, связанные с приобретением заказчиком продукции на возмездной основе с необходимыми показателями цены, качества и надежности для собственных нужд, а также иных целей, установленных данным Положением.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о закупках, основными целями закупочной деятельности являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей АО "Корпорация "МСП" в продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, направляемых на закупки такой продукции.
В соответствии с подпунктом "к" подпункта 10.3.1.1 пункта 10.3.1
Положения о закупках, конкурсная документация помимо сведений, содержащихся в извещении, должна содержать установленные в соответствии с заявкой на закупку с учетом корректировок, внесенных инициатором закупки по требованию организатора закупки, условия, требования, документы, порядок проведения конкурса, в том числе требования к продукции, участникам конкурса и порядку подтверждения соответствия этим требованиям, а именно, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению (пункт 10.3.7).
3
Согласно пункту 10.3.7 Положения о закупках, во исполнение подпункта "к" подпункта 10.3.1.1 конкурсная документация должна содержать следующие требования к оформлению заявки: а) все листы заявки (или каждого ее тома) должны быть прошиты и пронумерованы и скреплены печатью организации и подписью уполномоченного лица; б) каждый документ (оригинал или копия, кроме нотариально заверенных копий) должен быть подписан от имени участника конкурса лицом, чьи полномочия определены согласно подпункту "в" пункта 10.3.4, и скреплен печатью (для юридических лиц) в соответствии с требованиями конкурсной документации; в) правила заверения копий документов (в конкурсной документации по выбору заказчика указывается, что документы должны быть заверены либо участником конкурса, либо нотариально); г) заявка (или каждый ее том) должна содержать опись входящих в ее состав документов; д) заявка должна быть представлена в запечатанном конверте, при этом на таком конверте участник конкурса обязан указать наименование конкурса 50 (наименование и номер лота), реестровый номер закупки и может не указывать наименование и адрес участника конкурса; е) указание, что нарушение правил оформления конверта является основанием для отказа в приеме заявки; ж) если в конкурсной документации предусмотрено два и более лота: либо обязанность участника конкурса подать отдельную заявку на каждый лот, либо право участника конкурса подать документы, предусмотренные пунктами 10.3.4 и 10.3.5, на все лоты единым томом в отдельном запечатанном конверте, а документы, предусмотренные пунктами 10.3.2 и 10.3.3, отдельными томами на каждый лот в отдельных запечатанных конвертах.
В соответствии с пунктом 10.9.1 Положения о закупках, в рамках рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией. Цель данной стадии - допуск к дальнейшему участию в конкурсе заявок, отвечающих требованиям конкурсной документации, поданных участниками конкурса, отвечающими требованиям конкурсной документации, и отклонение остальных.
Согласно пункту 10.9.4 Положения о закупках, по итогам рассмотрения заявок конкурсная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника конкурса принимает решение о допуске к дальнейшему участию в конкурсе либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в конкурсной документации, по следующим основаниям: а) несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено конкурсной документацией согласно пункту 10.3.6), содержанию и оформлению, а также если заявка не прошита.
4 12.02.2016 Заказчиком в ЕИС размещена Документация о закупке о проведении среди субъектов малого и среднего предпринимательства открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ по разработке и внедрению геомаркетинговой информационно-аналитической системы для предоставления информационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства "Маркетинговый навигатор МСП": Лот 1. Разработка "Маркетингового навигатора МСП", Лот 2. Разработка Портала "Маркетингового навигатора МСП" (далее - Документация о закупке).
В соответствии с пунктом 8 Информационной карты Документации о закупке, устанавливается следующий порядок оформления заявки на участие в закупке: а) все листы заявки (или каждого ее тома), за исключением оригинала банковской гарантии, предоставленной в обеспечение заявки, должны быть прошиты и пронумерованы и скреплены печатью организации и подписью уполномоченного лица; б) каждый документ (оригинал или копия, кроме нотариально заверенных копий и оригинала банковской гарантии, предоставленной в обеспечение заявки) должен быть подписан от имени участника закупки лицом, чьи полномочия определены согласно подпункту 3 пункта 8 настоящей
Информационной карты, и скреплен печатью (при наличии печати в соответствии с законодательством РФ) в соответствии с документацией о закупке; в) заявка (или каждый ее том) должна содержать опись входящих в ее состав документов; г) заявка должна быть представлена в запечатанном конверте (коробке, пакете), при этом на таком конверте должны указываться наименование закупки (наименование и номер лота), реестровый номер закупки и могут не указываться наименование и адрес участника закупки; д) оригинал банковской, предоставленной в обеспечение заявки, вкладывается в конверт отдельно от остальных документов и отдельно отражается в описи документов, помимо указания копии банковской гарантии.
Вместе с тем, должностным лицом Московского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "АРТВЕЛЛ", являющейся победителем по итогам проведенной Закупки, представлены копии документов, не подписанные от имени участника закупки и не скрепленные печатью в нарушение пункта 8 Информационной карты Документации о закупке и подпункта "А" пункта 10.9.4 подраздела 10.9 раздела 10 Главы 5 Положения о закупках (с учетом логики рассмотрения заявок, использованной Заказчиком в отношении заявки ООО "Компания Сайтсофт").
Между тем, в соответствии с Протоколом N 31603314594/02 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 18.03.2016, в результате сопоставления заявок Заказчиком Заявителю и трем участникам закупки было отказано в допуске к участию в Закупке, в том числе по аналогичному основанию отказа - представление копий документов, не подписанных от имени участника закупки и не скрепленых печатью (несоответствие подпункту "А" 5 пункта 10.9.4 подраздела 10.9 раздела 10 Главы 5 Положения о закупках).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются такими принципами как информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемы товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, на основании вышеизложенного, действия Закупочной комиссии, в части допуска ООО "АРТВЕЛЛ" к участию в открытом конкурсе при предоставлении последним заявки, оформленной с нарушением пункта 8
Информационной карты Документации о закупке, неправомерны и нарушают положения пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Место совершения административного правонарушения - г. Москва, пл. Славянская, д. 4, стр. 1 (место нахождения Заказчика).
Временем совершения административного правонарушения является дата составления Протокола N 31603314594/02 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе - 18.03.2016.
Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с Приказом N 55 "О проведении среди субъектов малого и среднего предпринимательства открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ по разработке и внедрению геомаркетинговой информационно-аналитической системы для предоставления информационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства "Маркетинговый навигатор МСП" от 12.02.2016, <> является членом Закупочной комиссии АО
"Корпорация МСП".
6
Протокол N 31603314594/02 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 18.03.2016 подписан членом Закупочной комиссии - <>
При рассмотрении настоящего дела <> представлены следующие объяснения по поводу вменяемого административного правонарушения.
Каждый оригинал документа компании ООО "АРТВЕЛЛ" в составе заявки на участие в открытом конкурсе был подписан от имени участника закупки. Все копии квалификационных документов были прошиты вместе, на сшивке стояла подпись уполномоченного представителя организации и печать.
Представление документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, по условиям документации о закупки является не обязательным (пп. 10 п. 8 Документации о закупки) и требуется исключительно для оценки заявок.
Вместе с тем, должностное лицо административного органа, изучив документы, представленные в составе заявки ООО "АРТВЕЛЛ" - победителя
Закупки, установило отсутствие подписи на благодарственном письме ООО
"Городские круизы", письме ООО "ГЕРБАВЕДА", благодарственном письме "Город Ремонтов".
Таким образом, ввиду вышеизложенного установлено, что в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках <> неправомерно допустил участника Закупки ООО "АРТВЕЛЛ" до участия в конкурентной процедуре.
<> заявлено ходатайство о прекращении административного производства ввиду малозначительности совершенного им административного правонарушения в связи с тем, что рассматриваемые действия не повлекли за собой наступления каких-либо тяжелых последствий.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3
КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления закупок 7 товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт несоблюдения требований, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В правонарушениях с формальными составами существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Безразличное отношение лица к принятой на себя публично-правовой обязанности свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам.
Кроме того, должностное лицо административного органа отмечает, что надлежащее исполнение предписания Московского УФАС России не отменяет факт допущенного должностностным лицом - членом Конкурсной комиссии АО "Корпорация МСП" <> административного правонарушения, выразившегося в предъявлении к участникам Закупки требований, которые не указаны в Документации о закупке.
Добровольное исполнение предписания, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность и учитывается при назначении административного наказания, однако не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
На основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи должностное лицо административного органа приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для освобождения
<> от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Ввиду вышеизложенного, виновные действия должностного лица - члена
Конкурсной комиссии АО "Корпорация МСП" <> выразившиеся в оценке и сопоставлении заявок в порядке, которые не предусмотрены Документацией о закупке (реестровый N 31603314594), нарушают положения пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, образуя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответстви с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер 8 совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие либо смягчающие административную ответственность за совершенное <> административное правонарушение, не выявлены.
Руководствуясь частью 8 статьи 7.32.3, статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - члена Конкурсной комиссии АО
"Корпорация МСП") <> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу - члену Конкурсной комиссии АО
"Корпорация МСП" <> административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч рублей) руб.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются по следующим реквизитам:
Получатель:
УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890)
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001
Банк получателя:
Отделение 1 Москва р/с 40101810800000010041
БИК 044583001
ОКТМО: 45375000
КБК 161 1 16 02010 01 6000140
Назначение платежа:
Административный штраф по делу N 4-00-756/77-16 об административном правонарушении
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о 9 государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы не уплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить по электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер постановления о наложении штрафа.
В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений у Московского УФАС России о своевременной оплате штрафа Московское
УФАС России обязано передать постановление для принудительного исполнения в
ФССП России.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ
постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Приложение: квитанция на 1 листе
Заместитель руководителя <>
10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 4-00-756/77-16 (опубликовано 5 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016