Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-08/12528 (опубликовано 5 сентября 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также Управление, Татарстанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_> <_>
рассмотрев дело N 08-167/2016 в отношении КПК "Камский Сберегательный Фонд" (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 63, корпус 92, офис (квартира) 169; факт. адрес: 423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Р. Беляева, д. 92/63, кв. 169; ИНН 1650294470, дата регистрации: 08.10.2014 г.) по факту распространения в газете "Metro" выпуск N23 от 20.06.2016 г. на 1 странице рекламного объявления КПК "Камский Сберегательный Фонд" следующего содержания: "Камский Сберегательный Фонд_ ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6% годовых_ Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА_", которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
- представителя КПК "Камский Сберегательный Фонд" по доверенности -(Доверенность б/н от 08.08.2016 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) на рассмотрение поступило обращение Прокуратуры Республики Татарстан (Вх. N7024 от 27.06.2016 г.) по факту распространения в газете "Metro" выпуск N23 от 20.06.2016 г. на 1 странице рекламного объявления КПК "Камский Сберегательный Фонд" следующего содержания: "Камский Сберегательный Фонд_ ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6% годовых_ Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА_" с недостоверной информацией.
Согласно статье 7 Федерального закона от 2.12.1990 г. N395-I "О банках и банковской деятельности" ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. В Российской Федерации отсутствует кредитная организация с названием "Татбанк". Таким образом, указанная реклама имеет признаки нарушения законодательства о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5 названного закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В целях установления рекламодателя, Управлением был направлен запрос информации в адрес издателя газеты - ООО "Успех-пресс". В ответ на указанный запрос, ООО "Успех-пресс" направило договор N299 на оказание рекламных услуг от 23.12.2015 г., заключенный с Кредитным потребительским кооперативом "Камский Сберегательный Фонд", приложение к договору, акт N1056 от 20.06.2016 г., счет на оплату N523 от 16.06.2016 г., дополнительное соглашение N2 к договору N299 от 23.12.2015 г.
Таким образом, рекламодатель рассматриваемого рекламного объявления - КПК "Камский Сберегательный Фонд" (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 63, корпус 92, офис (квартира) 169; факт. адрес: 423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Р. Беляева, д. 92/63, кв. 169; ИНН 1650294470, дата регистрации: 08.10.2014 г.).
В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело.
15 августа 2016 г. КПК "Камский Сберегательный Фонд" направил в адрес Управления запрашиваемые документы (Вх. N 9057 от 15.08.2016 г.).
На рассмотрении дела 19 августа 2016 г. представитель КПК "Камский Сберегательный Фонд" по доверенности пояснил, что фраза "мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА", используемая в рекламе, подразумевает наличие положительных отзывов о данном кредитном кооперативе на информационном сайте www.tatbank.ru. Макет рекламы разработан сотрудниками редакции газеты "Metro", согласованный и подписанный сторонами макет отсутствует. Однако размещение рассматриваемой рекламы оплачено, претензии со стороны рекламодателя - КПК "Камский Сберегательный Фонд" отсутствуют, что подтверждается материалами дела, а именно актом N 1056 от 20.06.2016 г., счетом на оплату N 523 от 16.06.2016 г. Кроме того на заседании Комиссии представитель ответчика согласился, что использование в рекламном объявлении слова "ТАТБАНК", может вызвать у потребителей ассоциации именно с кредитной организацией, так как отсутствует ссылка на Интернет-сайт www.tatbank.ru, а также нет упоминания, что имеются положительные отзывы, положительный рейтинг о КПК "Камский Сберегательный Фонд" на указанном сайте.
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N 08-167/2016, заслушав пояснения ответчика, пришла к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, распространяема в газете "Metro" выпуск N23 от 20.06.2016 г. на 1 странице следующего содержания: "Камский Сберегательный Фонд_ ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6% годовых_ Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА_" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатной продукции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Согласно статье 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается. Согласно части 7 статьи 5 названного закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из разъяснений п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" следует, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представителя о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойств.
В тексте рекламы имеется указание "Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА". Исходя из письменных пояснений ответчика, "ТАТБАНК" - это сайт www.tatbank.ru, на котором публикуются отзывы о банках, финансовых организациях Республики Татарстан. Однако как видно из текста рекламы, в рекламном объявлении отсутствует ссылка на вышеуказанный сайт, нет упоминания, примечания, где можно ознакомиться с соответствующими документами. Таким образом, у потребителя создается впечатление, что деятельность КПК "Камский Сберегательный Фонд", а также услуги оказываемые кооперативом одобрены (имеют положительный прогноз) некой финансовой организацией ТАТБАНК. Следовательно, такая дополнительная информация привлекает особое внимание потребителя, побуждает желание воспользоваться финансовыми услугами ("принимаем сбережения под 20,6% годовых") КПК "Камский Сберегательный Фонд".
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом "О рекламе" к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Поскольку распространенная реклама услуг КПК "Камский Сберегательный Фонд" направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама КПК "Камский Сберегательный Фонд" следующего содержания: "Камский Сберегательный Фонд_ ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6% годовых_ Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА_" нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель, т.е. КПК "Камский Сберегательный Фонд".
В ходе рассмотрения дела ответчиком в адрес Управления документов, материалов о прекращении распространения рекламы с рассматриваемым содержанием, либо о приведении содержания рекламных материалов в соответствие с требованиями законодательства о рекламе не направлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пп. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ N508 от 17.08.2006 г., Комиссия решила:
1. Признать рекламу КПК "Камский Сберегательный Фонд" следующего содержания: "Камский Сберегательный Фонд_ ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6% годовых_ Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА_", размещенную в газете "" выпуск N23 от 20.06.2016 г. на 1 странице, не соответствующей требованиям Закона "О рекламе".
2. ВыдатьКПК "Камский Сберегательный Фонд" (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 63, корпус 92, офис (квартира) 169; факт. адрес: 423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Р. Беляева, д. 92/63, кв. 169; ИНН 1650294470, дата регистрации: 08.10.2014 г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-08/12528 (опубликовано 5 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016