Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 31 августа 2016 г. N 1-00-1561/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "НПЦ "РиФ" на действия заказчика - ГУП "Мосгортранс" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на внедрение единой системы бюджетного управления и казначейства в ЕАСУ ФХД ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31603968450),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "НПЦ "РиФ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Мосгортранс" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения на внедрение единой системы бюджетного управления и казначейства в ЕАСУ ФХД ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31603968450) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в утверждении Конкурсной документации с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках ГУП "Мосгортранс" (далее - Положение о закупках).
05.08.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 05.08.2016 дата окончания подачи заявок - 26.08.2016, дата рассмотрения заявок - 31.08.2016, дата подведения итогов Конкурса - 02.09.2016.
Согласно жалобе Заявителя, нарушение Заказчика выразилось в утверждении Конкурсной документации с нарушением действующего законодательства, а именно:
в установлении субъективного порядка оценки заявок участников по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";
в неуказании предмета оценки по показателю "Количество специалистов участника закупки, имеющих сертификаты 1 С" по критерию "Квалификация участника закупки";
в установлении требования о предоставлении реестра исполненных договоров на выполнение работ по внедрению решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" в транспортных предприятиях, имеющих не менее 10 филиалов, за последние три года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе в качестве подтверждения показателя "Опыт выполнения работ".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 5.3 Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно подпункту 5.3.1 пункта 5.3 Конкурсной документации закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками закупки, признанными участниками закупки.
Согласно подпункту 5.3.2 пункта 5.3 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены настоящей конкурсной документацией.
В соответствии с подпунктом 5.3.3 пункта 5.3 Конкурсной документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе закупочной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Согласно подпункту 5.3.4 пункта 5.3 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с пунктом 8.14 раздела III "Информационная карта" Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, применяемые для настоящего конкурса, указаны в Приложении 1 к настоящей Информационной карте.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 1 к Информационной карте Конкурсной документации оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации.
Согласно разделу 2 Приложения N 1 к Информационной карте Конкурсной документации оценка заявок осуществляется по стоимостным критериям оценки: цена договора. Значимость критерия - 50%. Коэффициент значимости критерия = 0,5.
Согласно пункту пункту 2.2 раздела 2 Приложения N 1 к Информационной карте Конкурсной документации оценка заявок производится также по нестоимостным критериям оценки:
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Значимость критерия - 30%. Коэффициент значимости критерия = 0,3.
Сумма значимостей всех показателей критерия - 100%.
Содержание: Форма 4 "ПРЕДЛОЖЕНИЕ О КАЧЕСТВЕННЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ".
Показатель НЦБ1а: "Степень проработанности технического предложения выполнения работ для достижения наилучшего результата".
Коэффициент значимости показателя - 1.
Предметом оценки по критерию (показателю критерия) является техническое предложение участника закупки, содержащее методы и способы выполнения работ, в том числе проработанное предложение по интеграции со смежными информационными системами, технологии, структуре и составу информационного обмена, и иные условия исполнения обязательств по договору.
По данному показателю заявка оценивается по степени проработанности и детализации технического предложения, в том числе обоснованность, достаточность, корректность предлагаемых методов и способов выполнения работ и последовательность их выполнения с учетом реализации дополнительных предложений участника закупки и требований Технического задания.
Порядок оценки заявок по критерию (показателю критерия):
Оценка заявок участников закупки осуществляется членами комиссии исходя из совокупности условий, содержащихся в техническом предложении участника закупки по сравнению с предложениями, поданными другими участниками закупки.
По результатам оценки заявок участников закупки по показателю "Степень проработанности технического предложения выполнения работ для достижения наилучшего результата" каждой заявке присваивается количество баллов, соответствующее условиям, изложенным в техническом предложении участника закупки.
Максимальное возможное количество баллов, присваиваемых заявке по настоящему показателю составляет 100 баллов.
Если участник закупки не представил техническое предложение, то его заявке присваивается 0 баллов.
Для практической оценки заявок участников используется следующая шкала оценок (максимальное значение показателя в баллах - 100):
Техническое предложение участника закупки полностью копирует Техническое задание, при этом не содержит детального описания методов и способов выполнения работ - максимальное количество баллов - 10.
Техническое предложение участника закупки:
содержит детальное описание методов и способов выполнения каждого этапа работ, в том числе проработанное предложение по интеграции со смежными информационными системами, технологии, структуре и составу информационного обмена;
содержит детализированный план-график всех работ со сроками, результатами работ и ответственными исполнителями - максимальное количество баллов - 50.
Техническое предложение участника закупки:
содержит детальное описание методов и способов выполнения каждого этапа работ, в том числе проработанное предложение по интеграции со смежными информационными системами, технологии, структуре и составу информационного обмена;
содержит детализированный план-график всех работ со сроками, результатами работ и ответственными исполнителями;
содержит порядок проведения обучения пользователей, включая детализированную программу обучения - максимальное количество баллов - 75.
Техническое предложение участника закупки:
содержит детальное описание методов и способов выполнения каждого этапа работ, в том числе проработанное предложение по интеграции со смежными информационными системами, технологии, структуре и составу информационного обмена;
содержит детализированный план-график всех работ со сроками, результатами работ и ответственными исполнителями;
содержит порядок проведения обучения пользователей, включая детализированную программу обучения;
содержит дополнительные предложения с более выгодными для Заказчика условиями выполнения работ по сравнению с минимальными требованиями, указанными в Техническом задании - максимальное количество баллов - 100.
Методика сопоставления заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" для показателя НЦБ1а: "Степень проработанности технического предложения выполнения работ для достижения наилучшего результата".
Сопоставление заявок производится членами комиссии в целях выбора технического предложения участника закупки, содержащего наилучшие условия исполнения договора, включая предложения более высоких значений функциональных характеристик оборудования и специализированного программного обеспечения, более качественного выполнения гарантийного обслуживания по сравнению с минимальными требованиями, указанными в Техническом задании.
Количество баллов за технические предложения участников закупки присваивается членами комиссии в соответствии со значениями в следующих диапазонах, указанных в столбце 1 Таблицы "Шкала оценок", приведенной в настоящем пункте Конкурсной документации:
1. от 0 до 10 баллов;
2. от 11 до 50 баллов;
3. от 51 до 75 баллов;
4. от 76 до 100 баллов.
Максимальное количество баллов по указанным диапазонам присваиваются в соответствии со значениями, указанными в столбце 3 Таблицы "Шкала оценок", приведенной в настоящем пункте Конкурсной документации.
Для получения максимального количества баллов участник закупки в составе заявки должен предоставить техническое предложение, содержащее описание требуемых вопросов в соответствии с перечнем, указанным в столбце 2 Таблицы "Шкала оценок", приведенной в настоящем пункте Конкурсной документации.
При сопоставлении заявок комиссия руководствуется следующим:
описание методов и способов выполнения каждого этапа работ признается детальным, если оно содержит:
- подробное описание методов выполнения каждого этапа работ;
- подробное описание способов выполнения каждого этапа работ;
- проработанное предложение по интеграции со смежными информационными системами, технологии, структуре и составу информационного обмена.
план-график работ признается детализированным, если он содержит:
- перечень всех выполняемых работ в рамках договора;
- сроки выполнения всех работ в рамках договора;
- результаты всех выполняемых работ в рамках договора;
- ответственных исполнителей всех выполняемых работ в рамках договора.
В случае, если предложения участника закупки не детализированы, то члены комиссии на основании своего экспертного мнения, исходя из представленного участником закупки перечня содержания технического предложения, указанного в столбце 2 Таблицы "Шкала оценок", присваивают количество баллов в пределах соответствующих диапазонов, указанных в столбце 1 Таблицы "Шкала оценок", приведенной в настоящем пункте Конкурсной документации.
Таким образом, Конкурсной документацией установлено, что Заказчик будет оценивать заявки участников по степени проработанности и детализации технического предложения, в том числе обоснованность, достаточность, корректность предлагаемых методов и способов выполнения работ.
Вместе с тем, Заказчиком в Конкурсной документации не определены понятия "детализированного", "детального", "проработанного", "достаточного", "корректного" описания методов выполнения работ, а также не указано, каким образом будет присваиваться то или иное количество баллов по вышеуказанным показателям в рамках представленной шкалы оценок.
Согласно представленной шкале оценок, количество баллов присваивается членами закупочной комиссии в пределах указанных диапазонов.
Вместе с тем из Конкурсной документации не ясно, каким образом будут распределяться баллы в рамках указанных в шкале оценки диапазонов, что в свою очередь может привести к субъектной оценке членами закупочной комиссии заявок участников Конкурса.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также пункта 1.3 Положения о закупке, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки/присвоения баллов заявкам участников в Конкурсной документации по указанному критерию не раскрыт полностью, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", тем самым не обеспечивает равные права и возможности для участников Конкурса и равные условия для участия в Конкурсе.
Таким образом, жалоба Заявителя в части довода 1 признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках выразившееся в установлении в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, которые не позволяют определить правомерность присвоения того или иного количества баллов заявке каждого участника Конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Отсутствие порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшие условия, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии заказчика.
Вместе с тем, согласно доводу 2 жалобы Заявителя, Заказчиком не указан предмет оценки по показателю "Количество специалистов участника закупки, имеющих сертификаты 1 С" по критерию "Квалификация участника закупки".
Согласно Конкурсной документации предметом оценки по показателю "Количество специалистов участника закупки, имеющих сертификаты 1 С" критерия "Квалификация участника закупки" является документально подтвержденное количество специалистов участника закупки, имеющих сертификаты 1 С.
Вместе с тем, согласно Форме 2 Конкурсной документации указана единица измерения - человек.
Таким образом, Конкурсная документация содержит однозначное указание, что является единицей измерения по указанному критерию.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода 2 жалобы Заявителя необоснованным.
Согласно доводу 3 жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении реестра исполненных договоров на выполнение работ по внедрению решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" в транспортных предприятиях, имеющих не менее 10 филиалов, за последние три года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе в качестве подтверждения показателя "Опыт выполнения работ".
Согласно Приложению N 1 к Конкурсной документации предметом оценки по критерию "Квалификация участника закупки" является документально подтвержденная общая сумма, выраженная в Российских рублях, исполненных договоров на выполнение работ по внедрению решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" в транспортных предприятиях, имеющих не менее 10 филиалов, за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Подтверждается, в том числе, реестром исполненных договоров на выполнение работ по внедрению решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" в транспортных предприятиях, имеющих не менее 10 филиалов, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. В реестре должны быть обязательно указаны следующие данные: наименования заказчиков и их реквизиты, количество филиалов у заказчиков, даты и номера договоров, объем и стоимость выполненных работ в разрезе каждого договора. К реестру должны быть приложены копии договоров и актов сдачи-приемки выполненных работ (товарных накладных).
Согласно жалобе Заявителя, указание на необходимость предоставления в качестве подтверждения опыта выполнения работ по критерию "Квалификация участника закупки" реестра исполненных договоров на выполнение работ по внедрению решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" именно в транспортных предприятиях, имеющих не менее 10 филиалов, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе ограничивает права участников, так как согласно техническому заданию, для внедрения единой системы бюджетного управления и казначества в ЕАСУ ФХД ГУП "Мосгортранс" не следует, что требуется обязательный опыт выполнения работ по внедрению решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" именно в транспортных компаниях, имеющих не менее 10 филиалов.
Согласно пояснениям Заявителя, указанный опыт присутствует только в данном показателе нестоимостного критерия.
Согласно пояснениям Заказчика, установление в Конкурсной документации необходимости оценки подтверждения наличия у участника Конкурса опыта внедрения решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" именно в транспортных предприятиях требуется в связи с тем, что транспортные компании имеют иные бизнес-процессы по сравнению с другими учреждениями.
Вместе с тем, исходя из того, что в ГУП "Мосгортранс" более 30 филиалов, Заказчик учитывает при оценке опыта участников Конкурса также масштаб предприятий, которым участниками оказывались аналогичные услуги.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно подпункту 13.1 пункта 13 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в закупочных процедурах являются, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг, а также квалификация участников закупки.
Аналогичные требования к оценочным критериям установлены в Конкурсной документации.
Вместе с тем, Законом о закупках, Положением о закупке Заказчика не установлено ограничений относительно установления дополнительных подкритериев, по которым будет производиться оценка заявок участников.
Таким образом, Заказчик самостоятельно формирует подкритерии по которым будет осуществляться оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе.
Следовательно, установление в Конкурсной документации оценочного подкритерия о наличии опыта внедрения решений на базе программной платформы "1С: Предприятие" именно в транспортных предприятиях, имеющих не менее 10 филиалов, является правом Заказчика и не ограничивает прав участников.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части довода 3 необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части 1 довода, в части доводов 2, 3 признать жалобу необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
1. ООО "НПЦ "РиФ"
107076, Москва, ул. Краснобогатырская, д. 75, к. 1
2. ГУП "Мосгортранс"
115035, Москва, наб. Раушская, д. 22/21, к. 1
АО "ЕЭТП"
115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1561/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
31 августа 2016 года г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 31.08.2016 N 1-00-1561/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на внедрение единой системы бюджетного управления и казначейства в ЕАСУ ФХД ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31603968450) (далее - Конкурс), а именно:
Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 31.08.2016 N 1-00-1561/77-16.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее чем 15 (пятнадцать) рабочих дня с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату приема и окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 07.10.2016.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 14.10.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 августа 2016 г. N 1-00-1561/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016