Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 364 (опубликовано 29 июля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
<_>
в присутствии представителей: от заявителя ООО "Стройинвест", представитель не явился, уведомлен надлежащим образом; от заказчика - Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов:
- <_>
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ для федеральных государственных нужд по объекту: "Инженерная защита левого берега реки Амур у сел Красная Орловка и Чесноково Михайловского района Амурской области" и материалы дела N 7-1/534, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ для федеральных государственных нужд по объекту: "Инженерная защита левого берега реки Амур у сел Красная Орловка и Чесноково Михайловского района Амурской области"
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно:
в проекте контракта отсутствует конкретное значение объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что является нарушением ч. 6. ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке; в разъяснениях размещенных на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса, что является нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе; в Информационной карте аукционной документации некорректно указано по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122100003116000015 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 04.07.2016.
Изменения извещения N 0122100003116000015 о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.07.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 378 192 210,00 рубля.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
Согласно протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.07.2016, рассмотрена заявка ООО "КОМПАНИЯ ДАЛЬСТРОЙПРОГРЕСС". Заявка ООО "КОМПАНИЯ ДАЛЬСТРОЙПРОГРЕСС" признана соответствующей требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика пояснили следующее. В п. 24 Информационной карты аукционной документации установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта. При заключении государственного контракта с победителем аукциона в п.4.4.28 контракта будет указанна фиксированная сумма в виде 15% от цены контракта.
В п. 13 Информационной карты аукционной документации содержится ссылка в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе. Участник закупки может самостоятельно определить даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В ответе на запрос на разъяснение конкурсной документации, поступивший с электронной площадки, дается полное разъяснение по существу запроса.
Запрос размещен оператором на электронной площадке, разъяснение дано и размещено в аукционной документации.
В пункте 6 Информационной карты, указана группа работ "42.91.10.150 - Категория "Плотины и аналогичные водоудерживающие сооружения и насыпи для береговых и прочих прибрежных участков". Таким образом, заказчиком в аукционной документации содержится указание на группу работ, согласно которой, следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Изучив материалы дела N 7-1/534 и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Согласно п. 24 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, заказчиком установлены требования к участнику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с указанными требованиями, участникам закупки необходимо привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% (пятнадцати процентов) от цены контракта.
Пунктом 4.4.28 Проекта государственного контракта установлено следующее:
"Привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ___________% от цены контракта.
Сведения и документы о привлечении к исполнению настоящего контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предоставляются Подрядчиком по форме, приведенной в Приложении N 3 ___."
Ввиду изложенного, а также учитывая пояснения заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при формировании государственного контракта будет указана конкретная сумма в виде 15% от цены контракта, что не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 2.2.4 аукционной документации установлено, что даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации указаны в Информационной карте электронного аукциона. В соответствии с п. 13 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, ответ на запросы о разъяснении документации дается в течение двух дней с даты поступления запроса, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе - ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что в аукционной документации отсутствуют сведения о конкретной дате начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствие с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации, представленной в Единой информационной системе, 19.07.2016 заказчиком размещен ответ на запрос на разъяснения конкурсной документации.
При анализе указанного ответа на запрос на разъяснения конкурсной документации, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что запрос содержит информацию номере извещения, краткое наименование конкурса, а также ответ на вопрос по необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации.
Таким образом, при формировании ответа на запрос на разъяснения конкурсной документации, заказчиком указан предмет запроса, указанный в виде вопроса на который дан ответ, что дает основания для отклонения довода заявителя в данной части.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Наименование товара, работ, услуг" указан код по ОКПД 42.91.10.150.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 07.12.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99), при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки необходимо устанавливать дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, в силу Постановления N 99, участнику закупки необходимо представить следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; - копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно п. 1.6.5 аукционной документации, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона Заказчик вправе установить дополнительные требования к Участникам закупки, которые указаны в Информационной карте электронного аукциона.
В соответствии с п. 27 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также заказчиком Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99: Выполнение работ строительных, включенных в код 42, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Пунктом 6 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком определен код по ОКПД2: 42.91.10.150 - Категория "Плотины и аналогичные водоудерживающие сооружения и насыпи для береговых и прочих прибрежных участков".
Ввиду того, что документы должны подтверждать соответствие участников закупки дополнительным требованиям, согласно которым необходимо подтвердить опыт выполнения работ строительных, включенных в код 42, а п. 6 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации дает конкретизацию вида работ в рамках группы 42, у Комиссии Хабаровского УФАС России отсутствуют основания признания в действиях заказчика нарушений ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ для федеральных государственных нужд по объекту: "Инженерная защита левого берега реки Амур у сел Красная Орловка и Чесноково Михайловского района Амурской области" частично обоснованной; 2. Признать заказчика - Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов нарушевшим п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе; 3. На основании пункта 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписание заказчику - Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона.
4. Передать материалы дела N 7-1/534 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 364 (опубликовано 29 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.9.2016