Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 14 сентября 2016 г. N 78/20271/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" (далее - Организатор закупки);
в отсутствие представителей ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" (вх.N20702/16 от 06.09.2016) на действия закупочной комиссии организатора торгов ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" при проведении запроса предложений на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400-400 тип 1 ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см2 (извещение N 31603990288, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
12 августа 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N31603990288 о проведении запроса предложений на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400-400 тип 1 ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см2, включая документацию о запросе предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного унитарного предприятия "Российский научный центр "Прикладная химия" (далее - Положение о закупках) в редакции от 28.09.2015, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 800 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
12.08.2016 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
25.08.2016 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
25.08.2016 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
193232, г. Санкт-Петербург, ул. Крыленко, дом 26 Литер А, каб. 912 |
2. Заявитель в жалобе представил доводы, согласно которым, по мнению Заявителя, Организатором закупки при организации и проведении Закупки допущено нарушение, выразившееся в неправомерном отклонении заявки ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" закупочной комиссией Организатора закупки (далее - Закупочная комиссия) от участия в процедуре Закупки.
Заявитель указывает, что им в составе заявки на участие в Закупке был представлен полный перечень документов, вместе с тем, согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке от 25.08.2016 заявка ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" была отклонена в связи с отсутствием документа, который по мнению Заявителя не был предусмотрен Закупочной документацией.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу, а также сообщил при этом, что договор по итогам Закупки не заключен.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N78/19725/16 от 08.09.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения. Также в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя представлен договор N10-П1-2016 от 05.09.2016 г, заключенный Организатором закупки с ООО "ИДЦ "Олимп" по итогам Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
Заявитель подавал заявку на участие в Закупке, вместе с тем, следуя доводам жалобы Заявителя, ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" обжалует необоснованное предъявление требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, что прямо предусмотрено п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" относится к государственным унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Как следует из п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно извещению о Закупке процедура Закупки проводилась только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пп. б) п. 2.3.7.1 Закупочной документации установлено, что участвовать в процедуре Запроса предложений может любое юридическое, физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель). Чтобы претендовать на победу в данной процедуре запроса предложений и получить право заключить с Заказчиком договор, Участник процедуры закупки должен отвечать требованиям, в числе которых соответствие Участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктами п.п. 2.3.7.2 - 2.3.7.5 Закупочной документации регламентирован перечень документов, которые участники Закупки представляют в составе заявки на участие в Закупке, а именно:
"2.3.7.2 Документы, подтверждающие правоспособность Участника процедуры закупки:
Если Участник процедуры закупки - юридическое лицо/индивидуальный предприниматель:
а) нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации Участника процедуры закупки в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающего регистрацию Участника процедуры закупки на территории Российской Федерации (для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года дополнительно - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц/Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей);
б) нотариально заверенная копия учредительных документов, а также всех изменений, внесенных в них, заверенные копии соответствующих свидетельств о регистрации изменений в учредительных документах (свидетельств о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о внесении изменений в учредительные документы) (для юридических лиц);
в) оригинал или нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (копию выписки из Единого государственного реестра для индивидуальных предпринимателей) полученную не ранее чем за 6 (Шесть) месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений;
г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника процедуры закупки - юридического лица (оригинал или заверенная копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника процедуры закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени Участника процедуры закупки действует иное лицо, предложение должно содержать также доверенность на осуществление действий от имени Участника процедуры закупки, заверенную печатью (при наличии) и подписанную руководителем Участника процедуры закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Участника процедуры закупки, предложение должно содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица (оригинал или заверенная копия);
д) иностранные Участники процедуры закупки предоставляют надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте Извещения;
е) заверенные копии документов, подтверждающих соответствие Участника процедуры закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в случае если в соответствии с законодательством установлены такие требования;
ж) заверенные копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках с отметкой налогового органа о приеме за последний завершенный финансовый год и последний отчетный период, предшествующий подаче Заявки, или копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с отметкой налогового органа о приеме за аналогичный период, в случае, если Участник процедуры закупки применяет упрощенную систему налогообложения, заверенные печатью (при наличии) и подписью уполномоченного лица участника процедуры закупки.
Заверенная копия налоговой декларации на прибыль организации с отметкой налогового органа о приеме за последний завершенный финансовый год и последний отчетный период предшествующий подаче Заявки.
з) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для Участника процедуры закупки поставка товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, или письмо, подписанное Участником процедуры закупки, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора. В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие в процедуре закупки для Участника процедуры закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами Участника процедуры закупки порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении крупных сделок, Участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем запроса предложений представить вышеуказанное решение до момента заключения договора;
и) иные документы, которые, по мнению Участника процедуры закупки, подтверждают его соответствие установленным требованиям с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.
Если Участник процедуры закупки - физическое лицо:
а) Нотариально заверенную копию паспорта гражданина Российской Федерации или паспорта иного государства, или иной документ, его заменяющий в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
б) Нотариально заверенную копию свидетельства о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
в) Копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
г) Подтверждение о согласии на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В случае, если паспорт или иной его заменяющий документ выдан на территории иного государства, должен быть представлен апостилированный перевод такого документа.
2.3.7.3. Документы, подтверждающие квалификацию Участника процедуры закупки, установлены в настоящей Документации, а также прописаны в инструкциях по заполнению раздела 4 "ОБЗАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СОСТАВ ЗАЯВКИ" настоящей Документации.
2.3.7.4 Верность копий документов, представляемых в составе Заявки на участие в запросе предложении должна быть подтверждена печатью организации (при наличии) и подписью уполномоченного лица.
2.3.7.5. Если п.12 "Информационной карты" и проектом договора предусмотрено привлечение субподрядчиков, поставщиков, соисполнителей, предприятий-изготовителей (далее - соисполнителей) и если выполняемый ими объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 5% цены заявки, то соисполнители должны удовлетворять требованиям ст.2.3.7.
Документы, подтверждающие соответствие соисполнителей требованиям документации:
1) если соисполнители привлекаться не будут:
- справку о том, что соисполнители привлекаться не будут;
2) если выполняемый соисполнителями объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг не превышает 5% цены заявки:
- справку с указанием распределения видов и объемов поставок, работ, услуг между участником и соисполнителями;
- договора (в т.ч. предварительные или под условием) с каждым из указанных соисполнителей, подтверждающие их привлечение для исполнения указанных видов обязательств;
3) если выполняемый соисполнителями объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 5% цены заявки:
- документы, согласно ст. 2.3.7, заверенные соисполнителем, подтверждающие соответствие соисполнителей требованиям документации;
- справку с указанием распределения видов и объемов поставок, работ, услуг между самим участником и соисполнителями;
- договора (в т.ч. предварительные или под условием) с каждым из указанных соисполнителей, подтверждающие их привлечение для исполнения указанных видов обязательств".
Согласно п. 10 Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке от 25.08.2016 заявка ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" была отклонена от участия в Закупке со следующим пояснением:
"1.) заявка подана участником процедуры закупки, который не соответствует требованиям, установленным в настоящей документации: в соответствии с приказом и.о. генерального директора ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" Козловой Е.В. N 204 от 12.08.16 г. и документацией о запросе предложений на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400 тип ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см 2 на территории ФГУП РНЦ "Прикладная химия" участниками данной закупки могут быть только субъектов малого предпринимательства".
Вместе с тем, ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" в приложении к жалобе представило сведения, согласно которым общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Также Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупке был представлен полный пакет документов, предусмотренных п.п. 2.3.7.2 - 2.3.7.5 Закупочной документации.
Представители Организатора закупки на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы сообщили, что в заявке ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" не было представлено сведений, согласно которым имелась бы возможность установить принадлежность Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Однако, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочная документация не регламентирует порядок представления участниками Закупки таких сведений и не содержит каких-либо обязательных для заполнения форм или ссылок на них, составление которых предусматривает указание участниками Закупки сведений о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" неправомерным, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Закупочной комиссии нарушений требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований по допуску к участию в Закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенных при проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" (вх.N20702/16 от 06.09.2016) на действия закупочной комиссии организатора торгов ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" при проведении запроса предложений на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400-400 тип 1 ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см2 (извещение N 31603990288), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" (вх.N20702/16 от 06.09.2016) на действия закупочной комиссии организатора торгов ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" при проведении запроса предложений на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400-400 тип 1 ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см2 (извещение N 31603990288) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" при проведении запроса предложений на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400-400 тип 1 ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см2 (извещение N 31603990288) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований по допуску к участию в Закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ЗАО НТЦ "ТехноЭксперт" от участия в Закупке.
3. Не выдавать организатору закупки ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса предложений на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности баллонов (400-400 тип 1 ГОСТ 12247) работающих под давлением 320 кгс/см2 (извещение N 31603990288) ввиду наличия договора N10-П1-2016 от 05.09.2016 г, заключенного Организатором закупки с ООО "ИДЦ "Олимп" по итогам Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2016 г. N 78/20271/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016