Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 12 сентября 2016 г. N 1-00-1648/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
при участии:
от заявителя - Чижовой М.А.:
от заказчика - ПАО "МРСК Центра":
от третьих лиц:
ООО "Вертикаль": Райкова И.А. (по доверенности от 12.09.2016 N 03/09-2016),
рассмотрев жалобу Чижовой М.А. (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "МРСК Центра" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание юридических и консультационных услуг по представлению интересов ПАО "МРСК Центра" в суде кассационной инстанции по делу N А09-13030/2015 для нужд ПАО "МРСК Центра" (реестровый N 31604007044) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующем:
1. во включении в Конкурсную документацию порядка оплаты услуг, не содержащего сведений о конкретном размере гонорара;
2. в утверждении документации о Конкурсе порядка рассмотрения и оценки заявок, не соответствующего требованиям действующего законодательства;
3. не указании в документации о Конкурсе в качестве лица, имеющего право участия в закупочной процедуре адвоката;
4. в неуказании в Конкурсной документации даты подведения итогов закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
18.08.2016 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Конкурса. Дата окончания приема заявок - 07.09.2016.
1, 2. Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших на конкурс конвертов от 07.09.2016 N 060-ИА-16 в конвертах обнаружены заявки следующих участников: Адвокатское бюро "Ильюшихин и партнеры", Коллегия Адвокатов "Юридическая компания "Хренов и Партнеры", ООО "Вертикаль", Соснин В.Ю.
Таким образом, Заявитель не является лицом, подавшим заявку на участие в Конкурсе, при этом обжалует, в том числе, отдельные требования документации о Конкурсе.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заявитель не вправе обжаловать указанные действия Заказчика, относительно включения в Конкурсную документацию порядка оплаты услуг, не содержащего сведений о конкретном размере гонорара, порядка рассмотрения и оценки заявок, не соответствующего требованиям действующего законодательства, в связи с чем, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов вышеназванных доводов (пункты 1, 2) Заявителя, относительно неправомерного включения в документацию указанных требований.
3. Заявителем, одновременно, обжалуется не указание в документации о Конкурсе в качестве лица, имеющего право участия в закупочной процедуре - адвоката. Данное обстоятельство по мнению Заявителя ограничивает возможность участия в Конкурсе.
В соответствии частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 3.3.1.1 Конкурсной документации участвовать в Конкурсе может любое юридическое, физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель). Дополнительные требования к соисполнителям и порядку подтверждения их соответствия установленным требованиям приведены в пункте 3.3.3. Дополнительные требования к коллективным Участникам; к лицам, участвующим на стороне одного Участника и порядку подтверждения их соответствия установленным требованиям приведены в пункте 3.3.4. При проведении Конкурса на ЭТП, такое лицо должно быть зарегистрировано на соответствующей ЭТП в качестве участника ЭТП, а также в качестве Участника проводимого конкурса.
В соответствии с пунктом 3.3.1.2 Конкурсной документации чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получить право заключить с заказчиком договор, участник конкурса должен отвечать, в том числе, следующему требованию: участники - юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации и организации, основным видом деятельности которых является оказание юридических и консультационных услуг в обязательном порядке соответствующие следующему критерию: наличие положительного опыта представления интересов клиентов в судах по спорам "последней мили".
Таким образом, указанный документация о Конкурсе круг лиц, которые могут участвовать в Конкурсе, не вступает в противоречие с перечнем лиц, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках.
Одновременно, Заявителем не доказана невозможность участия в Конкурсе лиц, имеющих статус адвоката, как и не доказано ограничение прав Заявителя, ввиду не указания в качестве отдельного субъекта, имеющего права участия к Конкурсе, адвоката.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя необоснованным.
Кроме того, согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших на конкурс конвертов от 07.09.2016 N 060-ИА-16 на участие в Конкурсе поданы заявки в том числе от адвоката.
В соответствии с доводом Заявителя, в нарушение требований Закона о закупках, документация не содержит дату подведения итогов Конкурса.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с информацией, опубликованной в ЕИС в разделе "Общие сведения" - дата подведения итогов закупки - 16.09.2016 в 12:00 (МСК).
Аналогичная информация указана в извещении о проведении Конкурса, сформированном в ЕИС.
Согласно пунктам 3.11.1, 3.11.3 Конкурсной документации Конкурсная комиссия на своем заседании определяет Победителя конкурса, как Участника конкурса, Конкурсная заявка которого заняла первое место в ранжировке Конкурсных заявок.
Решение Конкурсной комиссии по подведению итогов Конкурса оформляется Протоколом выбора победителя, оформляемого на заседании комиссии и подписываемого ответственным секретарем Конкурсной комиссии.
В соответствии с пунктом 3.13.1 Конкурсной документации подписание протокола о результатах конкурса назначается (предварительно) на 16 сентября 2016 года. Конкурсная комиссия вправе изменить данный срок как меньшую (раннюю) так и в большую (позднюю) сторону. Точное время и место подписания Протокола о результатах конкурса указывается в уведомлении Победителю. Протокол о результатах конкурса должен быть подписан уполномоченными на это представителями Организатора и Победителя.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в документации о Конкурсе даты подведения итогов Конкурса. Документация содержит лишь предварительную дату подписания протокола о результатах конкурса, что в свою очередь, нарушает требование пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также принципы закупочной деятельности, закрепленные в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.
Комиссия, руководствуясь частью 2, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части доводов о неуказании в Конкурсной документации даты подведения итогов закупки, а также о неуказании в документации о Конкурсе в качестве лица, имеющего право участия в закупочной процедуре адвоката, в остальной части оставить без рассмотрения
Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на права и законные интересы заявителя.
Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.09.2016 N ИШ/40828.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 сентября 2016 г. N 1-00-1648/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016