Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>
при участии представителей:
<>,
рассмотрев жалобу <> от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС", организатора АО "ЭССК ЕЭС" открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оформление ЗПО, выполнение СМР, ПНР и поставку МТРиО по титулу "ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с ПС 500 кВ Моздок" (расширение ПС 500 кВ Невинномысск, строительство ПС 500 кВ Моздок-2) для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга (извещение N 31603941820) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба <> (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Заказчик), организатора АО "ЭССК ЕЭС" (далее - Организатор) на право заключения договора на оформление ЗПО, выполнение СМР, ПНР и поставку МТРиО по титулу "ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с ПС 500 кВ Моздок" (расширение ПС 500 кВ Невинномысск, строительство ПС 500 кВ Моздок-2) для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга (извещение N 31603941820) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденным решением Совета директоров ПАО "ФСК ЕЭС" N 279 от 24.07.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.07.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
отсутствия в составе Документации проектной документации, а также неправомерном объединении в один лот работ по проектированию, строительству;
неправомерном установлении избыточных требований о подтверждении наличия у участника автоматизированной системой управления проектами (АСУП) на платформе Oracle Primavera и соответствующих сертифицированных специалистов для работы с программным обеспечением "Primavera", а также программным комплексом "ГОССТРОЙСМЕТА", соответствующих документов на осуществление функций генерального подрядчика (в случае привлечения субподрядчиков), генерального проектировщика (в случае привлечения субподрядчиков) с указанием допусков на выполнение работ на особо опасных и технически сложных объектах, а также приложения к СРО в соответствии с перечнем видов работ установленных Документацией, оригинал справки по СУОТ (раздел 4, форма 10) с приложением копии утвержденного руководителем организации Положения о службе по охране труда, копию сертификата ISO 14001 или утвержденную руководителем организации программу реализации мероприятий по охране окружающей среды.
установлении неизмеряемых требований в Документации;
порядок оценки не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора или предложения участника закупки.
Представители Заказчика, Организатора с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении конкурса Заказчик, Организатор действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 4 пункта 1.5.2 статьи 1.5 Положения о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Согласно Тому 1 Документации предметом Конкурса является право заключения договора на оформление ЗПО, выполнение СМР, ПНР и поставку МТРиО по титулу "ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с ПС 500 кВ Моздок" (расширение ПС 500 кВ Невинномысск, строительство ПС 500 кВ Моздок-2) для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга.
В соответствии с Извещением перечень работ составляет: оформление земельно-правовых отношений, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение пуско-наладочных работ, поставка МТРиО.
Представители Заказчика пояснили, что Документацией не предусмотрено выполнение работ по проектированию, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в ЕИС размещена проектная документация в полном объеме.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 1.5.2 статьи 1.5 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Подпунктом 6 пункта 2.3.1.3 Документации установлено требование к участникам, а именно: "должен иметь за последние 3 года не менее 1 завершенного проекта, аналогичного по выполняемым работам (услугам) на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика либо субподрядчика, в т.ч. выполнение работ по созданию внутренних энергосистем для энергоснабжения крупных промышленных предприятий".
Вместе с тем, в Документации не приводится толкование терминов "аналогичных работ", что не позволяет участникам Конкурса определить, какой именно опыт необходимо представить в составе заявки, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно подпункту 8 пункта 2.3.1.3 Документации участник закупки должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных или арендованных материально-технических ресурсов (машин и механизмов, специальных приспособлений и инструментов) из перечня установленного Заказчиком в Документации, вместе с тем участник может иметь иную марку машин и механизмов, представленных в таблице, при условии, что произведенные замены соответствуют или превосходят по характеристикам машины и механизмы, указанные в таблице.
Вместе с тем, Заказчиком не установлены характеристики и требования которые превосходят характеристики ресурсов установленных Заказчиком в Документации, что не позволяет участникам закупки улучшить свое предложение.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 1.5.2 статьи 1.5 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2.3.1.3 Документации участник закупки должен иметь необходимые полномочия на поставку оборудования и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей оборудования, предлагаемого в рамках настоящего Конкурса. В частности, производитель должен гарантировать поставку в определенные сроки, проведение шеф-монтажа и/или шеф-наладки, распространение всех фирменных гарантий на оборудование в течение гарантийного срока, оговоренного в конкурсной документации.
Вместе с тем, установление данного требования в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением количества участников, так как предоставление таких документов не подтверждают качество поставки и выполнение обязательств по результатам и зависит от волеизъявления третьих лиц.
Подпунктом 10 пункта 2.3.1.3 Документации предусмотрено, что участник закупки должен обладать автоматизированной системой управления проектами (АСУП) на платформе Oracle Primavera и соответствующих сертифицированных специалистов для работы с программным обеспечением "Primavera", а также программным комплексом "ГОССТРОЙСМЕТА" (формат GSL) в качестве базового формата хранения и обмена сметной документацией и соответствующих сертифицированных специалистов для работы с указанным ПО.
Вместе с тем, установление требования об обладании участником указанной автоматизированной системы при подаче заявки на участие в Конкурсе ограничивает количество участников закупки, так как данные системы будут использоваться в рамках исполнения договора.
В соответствии с подпунктами 2-3 пункта 2.3.2.3 Документации к участнику установлены квалификационные требования согласно которым участнику в составе заявки необходимо представить:
- оригинал справки по СУОТ (раздел 4, форма 10) с приложением копии утвержденного руководителем организации Положения о службе по охране труда, разработанного на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 N14), с предоставлением списка лиц, ответственных за ОТ или копия сертификата ISO 18001 (при его наличии);
копию сертификата ISO 14001 или утвержденную руководителем организации программу реализации мероприятий по охране окружающей среды с приложением последнего акта проверки органами государственных надзорных органов (Росприроднадзора, экологического надзора).
Вместе с тем, данные требование являются подтверждением реализации мероприятий по охране окружающей среды в организации, подтверждением работы службы охраны труда в организации и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки, так как наличие данных требовании не влияет на исполнение обязательств по договору.
Установление вышеуказанных требований в Документации, противоречит подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Из Жалобы Заявителя следует, что порядок оценки установленный в Документации, не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора.
При этом Жалоба не содержит обоснование довода.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки Документации Комиссией ФАС России установлено следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.9.3.4 в Документации установлен подкритерий "Деловая репутация" в рамках критерия оценки "Квалификация и надежность Участника" оценка производится следующим образом:
"В случае если Участник имеет прямое отношение к офшорным зонам ему присваивается оценка равная "-5" баллов.
В случае если Участник имеет опосредованное отношение к офшорным зонам, ему присваивается оценка равная "-3" балла, при этом указанный критерий применяется только в случае если отношение к офшорным зонам установлено в отношении юридических лиц, входящих в цепочку бенефициаров участника, либо члена коллективного участника, либо привлекаемого субподрядчика (субпоставщика, соисполнителя).
В случае, если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника), а также привлекаемые им соисполнители не имеют отношение (прямое либо опосредованное) к офшорным зонам ему присваивается оценка равная "0" баллов.
Оценка производится на основании сведений, включенных в форму "Справка о цепочке собственников участника закупочной процедуры, включая бенефициаров (в том числе конечных)" согласно структуре справки".
Пунктом 1.5.10 Документации Заказчик устанавливает положение, что:
"Прямым отношением к офшорным зонам считается ситуация, при которой местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства участника, либо члена коллективного участника, либо привлекаемого субподрядчика (субпоставщика, соисполнителя), указанного в заявке, являются государство или территория, включенные в Перечень".
Опосредованным отношением к офшорным зонам считается ситуация, при которой местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства юридического либо физического лица, входящего в цепочку собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) участника, либо члена коллективного участника, либо привлекаемого субподрядчика (субпоставщика, соисполнителя), указанного в заявке, являются государство или территория, включенные в Перечень"
Вместе с тем, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку принадлежность к офшорным зонам не является подтверждением исполнения обязательств и не влияет на исполнение таких обязательств.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.5.1 Документации в процессе подготовки конкурсной заявки участники вправе обратиться к Организатору Конкурса за разъяснениями настоящей Документации, Организатор Конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи Конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем, Заказчиком не установлены даты дачи разъяснений участникам Конкурса.
Таким образом, не установление Заказчиком в Документации конкретных дат дачи разъяснений нарушает требования пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли, так как по результатам Конкурса закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что поданные заявки не содержали обеспечение заявок.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу <> от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС", организатора АО "ЭССК ЕЭС" открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оформление ЗПО, выполнение СМР, ПНР и поставку МТРиО по титулу "ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с ПС 500 кВ Моздок" (расширение ПС 500 кВ Невинномысск, строительство ПС 500 кВ Моздок-2) для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга (извещение N 31603941820) обоснованной в части неправомерно установленного требований подпунктами 6, 8, 9, 10 пункта 2.3.1.3, подпунктов 2, 3 пункта 2.3.2.3 Документации.
Признать заказчика ПАО "ФСК ЕЭС", организатора АО "ЭССК ЕЭС" нарушившими часть 1 статьи 2, пункты 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как по результатам Конкурса закупка признана несостоявшейся.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.09.2016 N 223-ФЗ-491/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 сентября 2016 г. N 17/62316/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016