Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> ,
при участии представителей:
<> , рассмотрев жалобу ООО "ТФК "Уильям Кидд" от 18.08.2016
N 1808ФАС/16 на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", оператора электронной площадки АО "Центр развития экономики" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного согласно спецификации (извещение N 31603919963), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТФК "Уильям Кидд" (далее - Заявитель) от 18.08.2016 N 1808ФАС/16 (вх. от 30.08.2016
N 128198-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки
АО "Центр развития экономики" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого аукциона в электронной фрме на право заключения договора на поставку мазута топочного согласно спецификации (извещение N 31603919963) (далее - Жалоба, Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" (протокол от 07.02.2012 N 37) (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и товаров с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.b2b-center.ru, регулируются Регламентом системы B2B-center, утвержденным генеральным директором АО "Центр развития экономики" <> (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
25.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Дата и время окончания подачи заявок - 15.08.2016 в 08:00.
Согласно Извещению, Документации, Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП http://b2b-center.ru/.
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии от 31.08.2016 N 984 на участие в Аукционе подано 7 заявок, допущено на участие в Аукционе 6 заявков.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукиона нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Пунктом 15.8 Положения о закупке установлен порядок проведения Аукциона.
Согласно пункту 15.8.3 Положения о закупке Оператор ЭТП обязан обеспечить непрерывность проведения Аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона, равный доступ участников к участию в нем, а также выполнение предусмотренного подраздела 15.8 порядка на протяжении всего срока проведения Аукциона.
Пунктом 14 Документации установлено, что "закупка проводится на электронной торговой площадке (ЭТП) B2b-Center в сети "Интернет" по адресу: www.b2b-center.ru в порядке, установленном регламентом данной ЭТП в соответствии с условиями и требованиями закупочной документации".
В соответствии с пунктом 2.5 Регламента система функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения регламентных и профилактических работ.
Представитель Оператора согласился, что при подаче Заявителем заявки на участие в Аукционе с 13.08.2016 по 15.08.2016 произошел технический сбой на ЭТП.
Таким образом, Оператором не обеспечена техническая возможность функционирования программных и технических средств сайта Оператора, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет Заказчик.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного Положением о закупке порядка проведения Аукциона, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что повлекло нарушение прав Заявителя.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1 "б" Положения о закупке. Пунктом 17 Документации установлено, что привлечение субподрядчиков/соисполнителей (юридических или физических лиц, выполняющих/оказывающих часть работ/услуг по договору): не допускается.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации требование об отсутствие возможности привлечения субподрядчиков ограничивает круг участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунтком 2 части 2 Документации установлено, что "любое заинтересованное лицо вправе направить организатору запрос о разъяснении положений документации через ЭТП, не позднее 5 (пяти) рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
При поступлении запроса в срок, указанный в пункте 2.1 Документации организатор размещает на официальном сайте и на ЭТП соответствующий ответ с указанием предмета запроса, без ссылки на участника Аукциона, от которого поступил запрос: в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления запроса, либо в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем получения ответа от заказчика, если ответ на указанный запрос требует ответа Заказчика, не являющего организатором.
Если организатор не успел разместить ответ на запрос за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока подачи заявок на участие в аукционе, то организатор переносит окончательный срок подачи заявок на участие в аукционе на количество дней задержки, чтобы с даты размещения таких разъяснений срок подачи заявок на участие в аукционе составлял не менее чем 5 (пять) рабочих дней".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "ТФК "Уильям Кидд" от 18.08.2016
N 1808ФАС/16 на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", оператора электронной площадки АО "Центр развития экономики" при проведении открытого аукциона в электронной фрме на право заключения договора на поставку мазута топочного согласно спецификации (извещение N 31603919963) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "Концерн Росэнергоатом" нарушения части 1 статьи 2, пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.09.2016 N 223-ФЗ-496/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. Выдать АО "Концерн Росэнергоатом" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 сентября 2016 г. N 17/62347/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016