Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 5 сентября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Иванов С.А. - и. о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу "_" (вх. N 7747 от 25.08.2016 г.) на действия ООО "Свифт"- организатора торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (сообщение о проведении аукциона N 1224556) в присутствии:
представителя "_" (по доверенности N 54 АА 2030594);
представителя ООО "Свифт"- "_" (директор ООО "Свифт", решение единственного участника ООО "Свифт" от 31.12.2014 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба "_" на действия ООО "Свифт"- организатора торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (сообщение о проведении аукциона N 1224556). Заявитель сообщает следующее.
22.03.2016 года Арбитражным судом Новосибирской области в отношении потребительского кооператива "Прокопьевский" открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, до 17 сентября 2016 года. Конкурсным управляющим потребительского кооператива "Прокопьевский" утверждена Попова Елена Николаевна (член Ассоциации арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления").
05.08.2016 г. в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве было опубликовано сообщение N 1224556 о проведении открытого аукциона в отношении имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (630066, г. Новосибирск, ул. Прокопьевская, 310), организатором торгов является ООО "Свифт", дата и время торгов 22.09.2016 г. в 12.00, форма подачи предложения о цене закрытая.
08.08.2016 г. Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве было опубликовано сообщение N 1224564 о проведении открытого конкурса в отношении имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (630066, г. Новосибирск, ул. Прокопьевская, 310), организатором торгов является ООО "Свифт", дата и время торгов 22.09.2016 г. в 12.00, форма подачи предложения о цене закрытая.
По мнению подателя жалобы, опубликованные сообщение N 1224556 и сообщение N 1224564 противоречат ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Гражданскому кодексу Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно ст. 448 ГК РФ организатор торгов обязан опубликовать извещение о проведении торгов, в котором указываются определённые сведения. Согласно п. 10 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в сообщении о продаже должны содержаться: сведения об имуществе, его составе, характеристиках, описание имущества, порядок ознакомления с имуществом.
В нарушение данной статьи в сообщении N 1224564 не указаны исходные данные предмета продажи лота N 2, а именно площадь (квадратные метры) земельных участков, место нахождения, их описание, а именно категория земель.
Отчет N 042/3/16 об оценке имущества, принадлежащего ПК "Прокопьевский" (оценка земли) опубликован в свободном доступе на сайте "Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве".
В отчете по оценке земельных участков указаны только квадратные метры данных земельных участков, но не указаны кадастровые номера земельных участков, а в сообщении N 1224564 указаны только кадастровые номера земельных участков, но не указаны характеристики имущества (площадь, место нахождения, категория земель).
Согласно сообщению N 1224564 от 08.08.2016 г. в лоте N 1 указаны сети электроснабжения ТП - 153, ТП - 157, ТП- 158, ТП - 159. В нарушение п. 10 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не указано количество трансформаторных подстанций и их мощность (кВ), несмотря на то, что в оценке и количество и мощность указаны.
Более того, согласно "оценки сетей" объектами оценки являются два объекта:
- Трансформаторные подстанции в количестве 4 штук.
- Сети электроснабжения в количестве 168 наименований.
В сообщений N 1224564 от 08.08.2016 г. указаны сети электроснабжения ТП-153, ТП-157, ТП-158. ТП-159.
Фактически трансформаторные подстанции и сети электроснабжения являются разными объектами и имеют разное количество, в данном случае непонятно, что входит в состав лота все-таки трансформаторные подстанции (4 шт.) или сети электроснабжения (168 шт.).
Отчет N 042/Н/16 об оценке имущества, принадлежащего ПК "Прокопьевский" (оценка сетей) опубликован в свободном доступе на сайте "Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве".
В начале текста сообщения N 1224556 указано о том, что в отношении имущества ПК "Прокопьевский" проводится открытый аукцион, форма подачи предложения по цене закрытая, но это относится только к лоту N 1. По лоту N 2 проводится не аукцион, а конкурс (сообщение N 1224564).
В начале текста сообщения N 1224564 указано о том, что в отношении имущества ПК "Прокопьевский" проводится открытый конкурс, форма подачи предложения по цене закрытая, но это относится только к лоту N 2. По лоту N 1 проводится не конкурс, а аукцион. Фактически в сообщении вид торгов по тексту изменяется. В таблицах сообщений N 1224556 от 05.08.2016 г., N 1224564 от 08.08.2016 г. указаны только лоты N 1, несмотря на то, что по тексту данных сообщений указываются лот N 1 и лот N 2. Поэтому в данном случае невозможно определить какое именно имущество относится к лоту N 2, поскольку в описании лот N 2 вообще отсутствует.
Более того, в сообщении N 1224564 от 08.08.2016 г. в описании имущества указаны и земельные участки и сети электроснабжения, а в классификации имущества только земельные участки, несмотря на то, что трансформаторные подстанции (ТП) не являются земельными участками.
Согласно сообщений N 1224564, N 1224556 два пункта противоречит друг другу "Поступившее от третьих лиц, а так же в отсутствие заключенного договора о задатке (на определенных Организатором торгов условиях) денежные средства возвращаются".
"Акцепт условий договора о задатке может быть осуществлен Заявителем без представления подписанного договора о задатке с указанием в назначении платежа ссылки на соответствующий договор о задатке - перечисление задатка по договору о задатке в соответствии с его условиями, размещенными в сети Итернет по адресу www.rus-on.ru, за участие в торгах по продаже имущества ПК "Прокопьевский" в части лота. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с сообщением о проведении торгов считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о задатке и всех его условий".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, отсутствие определенных действующим законодательством сведений о проведении торгов или наличие противоречий в таких сведениях указывает на несоблюдение организатором торгов порядка размещения информации о проведении торгов.
Жалоба "_" подана в соответствии с требованиями ч. ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняты Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
ООО "Свифт" представило следующие возражения на жалобу (вх. N 7972 от 01.09.2016 г.).
В соответствии с п.2 ст.448 ГК РФ, извещение о проведении торгов должно содержать сведения о предмете торгов. Согласно п. 10 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в сообщении о продаже имущества должны содержаться сведения о продаваемом имуществе, его характеристиках, описание.
При этом действующее законодательство не содержит каких-либо требований к составу сведений о земельных участках при их продаже с торгов. Однако учитывая в совокупности нормы:
- ст.131 ГК РФ, согласно которым право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права;
- ст.554 ГК РФ, согласно которым в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору;
- ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которым разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета (далее - кадастровый номер). Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
- ст. 5 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласно которым каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета, можно категорично утверждать, что для идентификации объектов недвижимости, в т.ч. земельных участков, достаточно указания их кадастрового номера. Сведения о площади, категории, расположении, адресе и иные подробные характеристики земельных участков имеются в свободном доступе на сайте Росреестра в сети Интернет (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request).
При этом, как усматривается из жалобы, заявитель обладал соответствующими сведениями, почерпнутыми им из открытых источников - отчете об оценке потребительского кооператива "Прокопьевский", размещенном на сайте "Единый государственный реестр сведений о банкротстве" (ЕФРСБ). Кроме того, заявитель жалобы не обращался к организатору торгов о предоставлении информации о продаваемых земельных участках потребительского кооператива "Прокопьевский".
Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие как у заявителя, так и любых третьих лиц неопределенности относительно продаваемых земельных участках.
Доводы жалобы в части несоответствия сведений о продаваемом имуществе - сетях электроснабжения и трансформаторных подстанциях, указанных в сообщениях о торгах, сведениям, приведенным в отчете об оценке указанного имущества, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах
Податель жалобы утверждает, что текст объявления в части предмета продажи по лоту N 2 не соответствует оценке рыночной стоимости, в связи с чем приходит к выводу о необходимости указания на два объекта в лоте N 2.
Однако, ни Закон о банкротстве, ни Гражданский кодекс РФ не содержат императивных требований о необходимости дословного соответствия текста объявления о торгах оценке рыночной стоимости.
Пунктом 10 ст. 110 Закона о банкротстве определено, что в сообщении о продаже должны содержаться сведения об имуществе, его составе, характеристиках, описание, порядок ознакомления.
Все необходимые сведения о составе лота (имуществе, входящем в лот N 2) в объявлении имеются: к реализации представлен единый энергетический действующий комплекс, посредством которого в настоящее время осуществляется подача электроэнергии в жилой микрорайон порядка 300 частных домовладений. Все объекты оценки на основании решения собрания кредиторов в связи с невозможностью их раздельной продажи объединены в один лот: электрические сети, ТП и земельные участки под ними, т.к. в совокупности они образуют сложную вещь, использование частей которых по отдельности (самостоятельно) не предполагается.
Кроме того, в объявлении указан порядок ознакомления с документами на имущество, включенное в лот: электронно на сайте (указан адрес сайта), непосредственно у организатора торгов (указан адрес организатора торгов и адрес, а также адрес электронной почты), и у конкурсного управляющего (указан адрес конкурсного управляющего).
Таким образом, право потенциальных покупателей и участников торгов на получение полной информации об имуществе, подлежащем продаже, не нарушено; сообщение о торгах содержит все предусмотренные законом сведения.
При этом заявитель жалобы не обращался к организатору торгов о предоставлении информации о продаваемом имуществе потребительского кооператива "Прокопьевский".
Кроме того, ПК Прокопьевский получил технические условия от ФГУП "ЭНЕРГЕТИК" на электроснабжение площадки бывшей радиостанции на 2 МВт. ПК Прокопьевский через ООО Новая энергия разработал и реализовал проект электроснабжения вышеуказанной площадки. Ростехнадзор допустил в эксплуатацию построенную энергоустановку своим актом (включающую в себя подстанции и линии электропередач). В последствии был заключен договор на поставку электрической энергии.
Целью получения ТУ и реализации проекта было доведение электроснабжения до конкретного потребителя. Энергоустановка в данном случае должна работать как единое целое (Энергоустановка - комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.). В случае продажи ТП отдельно от кабельных линий (как и наоборот) существует реальная угроза нарушения электроснабжения и могут пострадать конечные потребители электроэнергии, в т.ч. и население.
Поэтому энергоустановка должна продаваться как единое целое - с учетом норм ст. 135 ГК РФ, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное, и норм ст. 134 ГК РФ, согласно которой если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
На сайте ЕФРСБ в сообщениях N1224564 и 1224556 содержится полный текст сообщения о торгах, который позволяет определить какое имущество в каком порядке продается, в т.ч. что лот N1 (права требования) продается на торгах в форме аукциона, лот N2 - на торгах в форме конкурса.
В каждом сообщении в соответствующем разделе указан вид торгов (раздел - "Вид торгов) и продаваемое имущество (раздел - таблица с описанием продаваемого лота) - в сообщении N 1224564 - "Открытий конкурс" и описание продаваемых земельных участков и сетей с ТП, в сообщении N 1224556 - "Открытый аукцион" и описание продаваемых прав требования.
Соответственно утверждения заявителя жалобы о наличии неопределенности не соответствуют действительности, т.к. из текста сообщений на ЕФРСБ определенно усматривается, какое имущество в каком порядке продается. Указание в классификаторе имущества обобщенного описания продаваемого имущества - земельных участков как главной вещи, сделано с учетом норм ст. 134 ГК РФ, согласно которой если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Кроме того, указанный классификатор продаваемого имущества нормами законодательства о проведении торгов не предусмотрен, и используется на сайте ЕФРСБ исключительно с целью статистического учета и обобщения сведений о продаваемом имуществе.
Порядок заключения договора о задатке и внесения задатка, указанный в сообщении о торгах, полностью соответствует нормам ст.432, 433 ГК РФ, согласно которым договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора - договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Соответственно условия сообщения о проведении торгов о заключении договора о задатке либо посредством его подписания, либо совершения действий по акцепту его условий путем перечисления задатка с указанием в назначении платежа ссылки на условия соответствующего договора о задатке - "перечисление задатка по договору о задатке в соответствии с его условиями, размещенными в сети Интернет по адресу www.rus-on.ru, за участие в торгах по продаже имущества ПК "Прокопьевский" в части лота N" полностью соответствуют действующему законодательству, в т.ч. п.4.4. Приказа Минэкономразвития от 23 июля 2015 г. N 495, и не противоречат друг другу.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
22.03.2016 года Арбитражным судом Новосибирской области в отношении потребительского кооператива "Прокопьевский" открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, до 17 сентября 2016 года.
05.08.2016 г. в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве было опубликовано сообщение N 1224556 о проведении открытого аукциона в отношении имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (630066, г. Новосибирск, ул. Прокопьевская, 310), организатором торгов является ООО "Свифт", дата и время торгов 22.09.2016 г. в 12.00, форма подачи предложения о цене закрытая.
08.08.2016 г. Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве было опубликовано сообщение N 1224564 о проведении открытого конкурса в отношении имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (630066, г. Новосибирск, ул. Прокопьевская, 310), организатором торгов является ООО "Свифт", дата и время торгов 22.09.2016 г. в 12.00, форма подачи предложения о цене закрытая.
В соответствии с п.2 ст.448 ГК РФ, извещение о проведении торгов должно содержать сведения о предмете торгов. Согласно п. 10 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в сообщении о продаже имущества.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что извещение о проведении рассматриваемых торгов в качестве описания предмета торгов содержало сведения о кадастровых номерах земельных участков. Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
На момент рассмотрения жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России не установлены, а представителем "_" не представлены нормативно-правовые, иные документы в соответствии с которыми в извещении о проведении конкурса должны быть указаны такие параметры как площадь (квадратные метры) земельных участков, категория земель (и иные, неопубликование которых обжалуется).
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что указание кадастрового номера участка являлось достаточным основанием для его идентификации как предмета торгов.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в объявлении указан порядок ознакомления с документами на имущество, включенное в лот: электронно на сайте (указан адрес сайта), непосредственно у организатора торгов (указан адрес организатора торгов и адрес, а также адрес электронной почты), и у конкурсного управляющего (указан адрес конкурсного управляющего).
На сайте ЕФРСБ в сообщениях N1224564 и 1224556 содержится полный текст сообщения о торгах, который позволяет определить какое имущество в каком порядке продается, в т.ч. что лот N1 (права требования) продается на торгах в форме аукциона, лот N2 - на торгах в форме конкурса. В каждом таком сообщении в соответствующем разделе указан вид торгов (раздел - "Вид торгов) и продаваемое имущество (раздел - таблица с описанием продаваемого лота) - в сообщении N 1224564 - "Открытий конкурс" и описание продаваемых земельных участков и сетей с ТП, в сообщении N 1224556 - "Открытый аукцион" и описание продаваемых прав требования.
Порядок заключения договора о задатке и внесения задатка, указанный в сообщении о торгах, полностью соответствует нормам ст.432, 433 ГК РФ, согласно которым договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора - договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Таким образом, право потенциальных покупателей и участников торгов на получение полной информации об имуществе, подлежащем продаже, порядке внесения задатка и формы проведения торгов по каждому лоту нарушено не было.
В действиях заказчика не выявлены нарушения прядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу "_" (вх. N 7747 от 25.08.2016 г.) на действия ООО "Свифт"- организатора торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества потребительского кооператива "Прокопьевский" (сообщение о проведении аукциона N 1224556) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016