Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 428-3 (опубликовано 16 августа 2016 г.)
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с размещенной на официальном сайте единой информационной системе в сети "Интернет" конкурсной документации (пункт 2.1), участник открытого конкурса описывает выполняемые работы в соответствии с условиями Задания на разработку проектной документации (приложение N 5 к конкурсной документации) и установленными нормативно правовыми актами, строительными и санитарными нормами и правилами, а также государственными стандартами в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, которыми следует руководствоваться при выполнении работ.
В соответствии с приложением 5 к конкурсной документации, заказчиком предусмотрено: "ЗАДАНИЕ на разработку проектной документации но объекту "Строительство автомобильной дороги по ул.Мира и ул. Советская в с. Архангельское Хохольского района Воронежской области" без указания объемов выполнения.
Договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Любой гражданско-правовой договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Для договора строительного подряда существенные условия конкретизированы, в частности, пункт 1 статьи 743 ГК РФ, в соответствии с которым подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. А пункт 1 статьи 766 ГК РФ указывает, что государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (в том числе на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядных строительных работ - пункт 1 статьи 763 ГК РФ) должен содержать, в частности, условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы.
Соответственно, определить объем работ по строительству объекта в договоре, предмет которого включает, в том числе, подготовку технической документации на строительство этого объекта, не представляется невозможным.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно конкурсной документации, техническому заданию (приложение N 5 к КД) муниципальным заказчиком установлены виды работ требуемых к исполнению без указания объемов работ по каждому из видов работ указанному в технической части конкурсной документации.
Как следует из жалоб Заявителей, не указание муниципальным заказчиком в конкурсной документации объемов работ не позволяет сформировать в заявках на участие в конкурсе предложения о цене контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика - администрации Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившегося в не указании в конкурсной документации объемов работ требуемых к выполнению по предмету конкурса.
Довод жалобы ООО "Стройинвест" относительно сроков оплаты товара, работы, услуги является обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5.5 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации заказчик обязуется принимать выполненные объемы работ в пределах бюджетного финансирования и производить оплату выполненных работ Подрядчику в соответствии с разделом 7 настоящего муниципального контракта.
Согласно пункту 7.2 проекта муниципального контракта заказчик осуществляет оплату работ по настоящему муниципальному контракту в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, указание в качестве срока оплаты услуги слов: "в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств" срок оплаты фактически не определен. В частности, не указаны ни точная календарная дата, ни точный период времени, ни конкретное событие, которое должно неизбежно наступить, которые могли быть квалифицированы в качестве надлежащего срока оплаты заказчиком услуги.
Формулировка условия о сроке оплаты и приемке выполненных работ по контракту: "принимать выполненные объемы работ в пределах бюджетного финансирования и производить оплату в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств" не может считаться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, ввиду ее неопределенности и постановки в зависимость от действий третьих лиц, в частности главного распорядителя бюджетных средств, которые не являются сторонами данной закупки.
Согласно содержанию контракта наступление у заказчика обязанности по оплате и приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта, ставится в прямую зависимость от факта поступления ему денежных средств на оплату услуги.
Соответственно, исходя из буквального толкования содержания контракта, при не поступлении денежных средств на оплату выполненных работ, у заказчика обязанность по оплате услуги и приемке выполненных работ отсутствует.
На основании изложенного, срок исполнения обязательства по оплате и приемке, определенный моментом поступления денежных средств из бюджета, не может считаться установленным.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика - администрацию Архангельского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившегося в указании в проекте контракта обязанности у заказчика по оплате и приемке выполненных работ в прямой зависимости от факта поступления ему денежных средств на оплату услуги, а также не указания условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 11.1 конкурсной документации, пункту 25 Информационной карты установлено требование к участникам закупки "наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (приказ Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства") по следующим видам работ:
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта: участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в размере не менее начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.
Таким образом, действия Заказчика установившего в конкурсной документации требование о том, что стоимость работ, указанная в свидетельстве о допуске к работам по организации строительства, должна быть не ниже цены контракта, установленной конкурсной документацией, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о неправомерности действий Заказчика при проведении при проведении открытого конкурса на проектирование и строительство объекта "Строительство автомобильной дороги по ул.Мира и ул.Советская в с.Архангельское Хохольского района Воронежской области" в части выбора способа размещения закупки, отсутствия в конкурсной документации объемов выполнения работ, сроков оплаты работы, а также установления требований к участникам закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России решила:
1. Признать жалобу <_> на действия заказчика - администрации Архангельского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса на проектирование и строительство объекта "Строительство автомобильной дороги по ул.Мира и ул.Советская в с.Архангельское Хохольского района Воронежской области" (N извещения 0131300035716000037) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - администрации Архангельского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса на проектирование и строительство объекта "Строительство автомобильной дороги по ул.Мира и ул.Советская в с.Архангельское Хохольского района Воронежской области" (N извещения 0131300035716000037) обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика - администрации Архангельского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области нарушения части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, части 2 статьи 48, пункта 1 части 1 статьи 50, части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необоснованном выборе способа размещения закупки, отсутствия в конкурсной документации объемов выполнения работ, сроков оплаты работы, а также установления требований к участникам закупки при проведении открытого конкурса на проектирование и строительство объекта "Строительство автомобильной дороги по ул.Мира и ул.Советская в с.Архангельское Хохольского района Воронежской области" 4. Выдать заказчику - администрации Архангельского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области предписание об устранении нарушений части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, части 2 статьи 48, пункта 1 части 1 статьи 50, части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Резолютивная часть решения объявлена - 11.08.2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 16.08.2016 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии Н.А. Грибанова
Р. В. Колмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 428-3 (опубликовано 16 августа 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016