Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 3 августа 2016 г. N ИГ/34001
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе: председателя Комиссии - И.С. Гудковой, членов Комиссии - П.В. Олейника, Н.С. Уваровой, рассмотрев дело N 3-5-62/77-16 возбужденное в отношении ООО "Скай
Лайн", ЗАО "Аргументы и факты" по факту распространения в газете "Аргументы и Факты" N 47 (1828) за 18 - 24 ноября 2015 года рекламы стимулирующего мероприятия, проводимой ООО "Скай Лайн", с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О
рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившиеся в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
в присутствии представителя ООО "Скай Лайн" в лице Курочкиной Н.С (по доверенности N 24 от 10.05.2016 г.), в отсутствие представителя ЗАО "Аргументы и Факты" (надлежащим образом уведомлено),1 установила:
Дело N 3-5-62/77-16 возбуждено в отношении ООО "Скай Лайн на основании обращения физического лица (вх. N 45130 от 07.12.2015) по факту распространения в газете "Аргументы и Факты" N 47 (1828) за 18-24 ноября 2015 года рекламы стимулирующего мероприятия, проводимой ООО "Скай Лайн".
В дальнейшем в качестве лица, в чьих действиях усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, в частности части 7 статьи 5 Закона о рекламе, привлечено ЗАО "Аргументы и факты", ООО "Скай Лайн".
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителя ООО "Скай Лайн", оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства
Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "Скай Лайн" (127422, г. Москва, ул. 2-ая Хуторская, д. 38А, стр. 8) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в
Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2014 за основным государственным регистрационным номером 1147748147425, ИНН 7714324701, КПП 771301001.
ЗАО "Аргументы и факты" (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в
Единый государственный реестр юридических лиц 26.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700459379, ИНН 7701103751, КПП 770101001.
Согласно материалам дела N 3-5-62/77-16 в газете "Аргументы и Факты" N
47 (1828) за 18-24 ноября 2015 года распространялась следующая информация:
"Моему Астральному крестнику я БЕСПЛАТНО помогу получить 3 000 000
РУБЛЕЙ и избавиться от проблем с деньгами!", "Будьте внимательны. 1. Возьмите две последние цифры Вашего года рождения (например, если Вы родились в 1957, то это будет 57). 2. Прибавьте Ваш возраст, которого Вы достигните в 2015 году. 3.
Из полученного результата вычтите 15 - магическое число этого года, а затем разделите на 2. Если в результате вычислений у Вас получилось число 50 (магическая цифра!), ВЫ - МОЙ АСТРАЛЬНЫЙ КРЕСТНИК!", "_ Ровно 50 лет назад меня посетило пророческое видение о том, что я должна найти своего
Астрального крестника и помочь ему получить крупную сумму денег - 3 000 000 рублей 1. И если к 28 декабря 2015 года я не помогу ему получить деньги, то потеряю мой магический дар НАВСЕГДА!", "И помните: это не будет стоить Вам ни копейки!**", Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и 2 конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Газета "Аргументы и Факты" зарегистрирована в качестве печатного средства массовой информации (свидетельство ПИ N ФС77-27097).
Таким образом, установлено, что газета "Аргументы и Факты" является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского
УФАС России не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В настоящем случае объектом рекламирования выступает стимулирующее мероприятие, проводимое ООО "Скай Лайн".
На основании изложенного, информация о стимулирующем мероприятии, проводимом ООО "Скай Лайн", размещенная в газете "Аргументы и Факты" N 47 (1828) за 18-24 ноября 2015 года, является рекламой.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная норма права запрещает вводить потребителей в заблуждение посредством искажения смысла рекламной информации ввиду отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
Таким образом, норма части 7 статьи 5 Закона о рекламе запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Отсутствие в рекламе какой-либо части информации о товаре (услуге), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром (услугой).
Размещенная в газете "Аргументы и Факты N 47 (1828) за 18-24 ноября 2015 реклама стимулирующего мероприятия, содержащая приведенный выше тест, занимает половину страницы газеты. При этом, данный текст рекламы выполнен крупным, хорошо читаемым контрастным шрифтом, размещенном на светлом фоне, в результате чего внимание потребителей рекламы привлекается именно к данной части рекламы.
Вместе с тем, размещение данной информации сопровождается дополнительными сведениями, изложенными мелким, трудночитаемым шрифтом и расположенными в правом нижнем углу рассматриваемого макета.
Дополнительные сведения содержат следующую информацию: "Настоящим 3 я даю согласие на передачу моих персональных данных Оператору - ООО "Скай
Лайн" (далее - "Фирма") (ОГРН 1147748147425. 127422, Моква, ул. Костякова, д.
10) в целях продвижения товаров и услуг Фирмы и ее партнеров, на обработку данных (автоматизированную и неавтоматизированную) с возможностью сбора, записи, систематизации, накопления, хранения уточнения, извлечения, использования, передачи третьим лицам, обезличивания, блокирования, удаления, а также уничтожения до отзыва настоящего согласия. Подтверждаю согласие на получение от Фирмы и ее партнеров на мой почтовый, электронный адрес, в т. ч.
на номер моб. Телефона, информации о проводиых Фирмой или ее патнерами рекламных/стимулирующих мероприятиях или услугах. Согласие может быть отозвано мною путем направления письменного заявления в Фирму. *Только клиенты, выполнившие условия, указанные в макете, получившие при расчете число 50 и ставшие "Астральными крестниками", получают возможность стать участниками стимулирующих мероприятий компании ООО "Скай Лайн" и выиграть денежные призы. ** Помощь Анны Шамфор оказывается бесплатно для клиентов фирмы и не гарантирует 100%-ный результат. Чтобы стать клиентом, нужно заполнить и направить Запрос в адрес Фирмы или позвонить по указанному телефону. Направив запрос или позвонив, клиент соглашается на получение каталогов и коммерческих предложений. Только для граждан РФ старше 18 лет.
Стоимость звонка с моб. телефона уточняйте у оператора. ООО "Скай Лайн" проводит акции с 01.07.2015 по 28.12.2015 с вручением главного приза в размере 400 000 рублей, премий - 15 000 р., 25 000 р., 60 000 р., 100 000 р., с 13.07.2015 по 28.12.2015 с вручением главного приза в размере 600 000 рублей, премий - 15 000 р., 25 000 р., 60 000 р., с 01.11.2015 по 28.12.2015 с вручением главного приза в размере 800 000 рублей и с 01.11.2015 по 28.12.2015 с вручением главного приза в размере 1 200 000 рублей. Клиенты, сделавшие и оплатившие заказ из полученного товарного каталога, становятся зарегистрированными участниками акций и претендуют в финале акций на получение призов, которые будут определены в финале акций не случайным образом, а специальной комиссией согласно "Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и получения призов", с учетом суммы заказа (максимальной), даты поступления заказа, факта поступления в полном объеме оплаты по данному заказу (в соответствии с данными об оплате, поступившими от кредитной организации). Главные призы могут суммироваться до 3 000 000 рублей и вручаться одному клиенту при условии, что сумма заказа претендента на главный приз выше в 7 раз и более суммы заказа претендента на второй главный денежный приз по результатам каждой из двух акций. Участие в маркетинговой акции завершается за 2 дня до финала акций. Срок вручения призов: безналичным путем - не позднее 30 дней со дня получения реквизитов за вычетом налога. Настоящее предложение действительно для граждан России старше 18 лет. Настоящие акции не являются конкурсами, играми или лотереями, т. к. не основаны на риске. Информацию об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, срокам, месте и порядке вручения можно получить по телефону 8 (495) 380-35-83 (понедельник - пятница с 9:00 до 21:00, выходные с 9:00 до 19:00).
Предложение действительно до 28.12.2015".
4
Все вышеуказанные дополнительные сведения занимают незначительную часть рекламного макета и расположены отдельным блоком, визуально не ассоциирующимся с рекламным макетом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения в силу способа их изложения, а также их содержания.
Комиссия Московского УФАС России, оценивая содержание спорной рекламы, считает необходимым отметить следующее.
Основной блок спорной рекламы содержит следующую информацию: "Моему
Астральному крестнику я БЕСПЛАТНО помогу получить 3 000 000 РУБЛЕЙ и избавиться от проблем с деньгами!", "Всё это время благодаря моему дару ясновидения я бесплатно помогала людям по всему миру и делала их счастливыми, богатыми и любимыми.Но, к сожалению своего Астрального крестника я так и не нашла. И если к 28 декабря 2015 года я не помогу ему получить деньги, то потеряю мой магический дар
НАВСЕГДА! _", "Дата Вашего рождения может стать судьбоносной и принести Вам 3 000 000 рублей!", "Если в результате вычислений, у Вас получилось число 50 (магическая цифра!), ВЫ - МОЙ АСТРАЛЬНЫЙ КРЕСТНИК!".
Из буквального прочтения указанного текста рекламы следует, что лицо, получившее в результате вычислений число 50, становится победителем и получает 3 миллиона рублей.
Вместе с тем, согласно Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов, утвержденных генеральным директором
ООО "Скай Лайн" (далее - Правила), стать обладателем главного приза в результате совершения вышеописанных действий невозможно.
В соответствии с пунктом 3.3 Правил, призеры определяются из клиентов, оплативших заказанный товар и приславших документ, подтверждающий заказ (копию или оригинал по усмотрению клиента) до даты окончания приема документов (окончание регистрации в акции), указанной в Условиях конкретной
Акции.В соответствии с пунктом 3.6. Правил, компания может вручать следующие призы:
- Главные призы; - Дополнительные премии; - Поощрительные призы; - Премии за быстрый заказ; - EBW приз; - Вещевые подарки.
В соответствии с пунктом 3.10 Правил, определение призеров в акции, если иное не утверждено в Решении о проведении акции и/или условиях акции, производится по следующим критериям: для получения Главного приза: а) наибольшая сумма заказа; б) быстрота заказа (дата получения Компанией заказа с учетом ввода в базу данных); в) отсутствие возврата; г) полная оплата заказа из каталога Компании, направленного участнику вместе с условиями Акции; д) не получение в прошлом главных призов в других маркетинговых акциях, проводимых Компанией, за исключением, если 5 иное не предусмотрено в условиях конкретной маркетинговой акции; для получения Дополнительного денежного приза (премии): а) наибольшая сумма заказа; б) быстрота заказа (дата получения Компанией заказа с учетом ввода в базу данных); в) полная оплата заказа из каталога Компании, направленного участнику вместе с условиями Акции, при соблюдении пункта 3.3 Правил; г) отсутствие возврата; д) не получение за последние два календарных года дополнительных денежных призов в других маркетинговых акциях, проводимых
Компанией.
Таким образом, в соответствии с Условиями проведения маркетинговой акции, а также положениями Правил, для того, чтобы принять участие в рекламируемом стимулирующем мероприятии, необходимо заказать и оплатить товар из каталога ООО "Скай Лайн".
Установлено, что лицо, выполнившее указанные в рекламе действия, фактически получает только право выразить свое согласие на получение товарного каталога и набора документов информационного характера, позволяющих принять участие в акции. Для участия в стимулирующем мероприятии ООО "Скай Лайн" не требуется выполнение каких-либо арифметических действий. При этом, число 50 получается при выполнении указанных в рекламе вычислений практически у всех лиц, родившихся до 1999 года. В рассматриваемом случае ООО "Скай Лайн" применен "математический фокус" с целью дополнительного стимулирования интереса потребителей рекламы.
Таким образом, лицо, выполнившее указанные в рекламе условия, фактически не совершает никаких действий, направленных на участие в стимулирующем мероприятии ООО "Скай Лайн".
Между тем, спорная реклама предполагает, что "Астральным крестником" может оказаться только один человек. Данный факт способен создать у потребителей рекламы впечатление о том, что при получении числа 50 в результате указанных в рекламе вычислений, выплата денежной суммы в размере 3 000 000 рублей гарантирована. Однако, как было установлено ранее, данное впечатление является ложным.
Все вышеприведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что
ООО "Скай Лайн" проявило недобросовестность при определении содержания рекламы, что привело к искажению смысла рекламы и ввело в заблуждение ее потребителей.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", если в рекламе информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
Принимая во внимание наличие в спорной рекламе противоречивых сведений о 6 правилах определения обладателя приза, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что данная информация в рекламе фактически отсутствует.
Таким образом, при распространении в газете "Аргументы и Факты" N 47 (1828) за 18 - 24 ноября 2015 года рекламы рассматриваемого стимулирующего мероприятия установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Размещение спорной рекламы в газете "Аргументы и Фаткты" N 47 (1828) за 18-24 ноября 2015 осуществлялось на основании договора N СЛ/1 от 22.01.2015, заключенного между ЗАО "Аргументы и Факты" и ООО "Скай Лайн".
Согласно пункту 1.1 Договора 3 СЛ/1 от 22.01.2015, ЗАО "Аргументы и
Факты" принимает на себя обязательства оказать ООО "Скай Лайн" услуги по размещению информационных материалов ООО "Скай Лайн" в газете "Аргументы и факты".
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.
На основании представленных в материалах настоящего дела документов установлено, что ООО "Скай Лайн" осуществляет, в том числе, деятельность, связанную с розничной торговлей товарами дистанционным способом.
В целях поддержания интереса к своим товарам и способствованию их реализации, ООО "Скай Лайн" проводит стимулирующие мероприятия, информация об одном из которых была размещена в газете "Аргументы и Факты" N 47 (1828) за 18-24 ноября 2015. Данный факт подтверждается письменными пояснениями Общества и не отрицался представителем ООО "Скай Лайн" в ходе рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного и учитывая то обстоятельство, что размещение спорной рекламы в газете "Аргументы и Факты N 47 (1828) за 18-24 ноября 2015 осуществлялось в интересах и по заказу ООО "Скай Лайн", Комиссия Московского
УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем спорной рекламы является ООО "Скай Лайн".
Комиссией Московского УФАС России также установлено, что размещение спорной рекламы осуществлялось в газете, учредителем и издателем которой является ЗАО "Аргументы и Факты", что подтверждается выходными данными газеты.
На основании изложенного и принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия
Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ЗАО "Аргументы и Факты".
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях 7
ООО "Скай Лайн", при размещении в газете "Аргументы и Факты" 47 (1828) за 18
- 24 ноября 2015 года рекламы рассматриваемого стимулирующего мероприятия, установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Скай Лайн", ЗАО "Аргументы и Факты" предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О
рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ООО"Скай Лайн" нарушившим требования части 7 статьи 5
Закона о рекламе в связи с распространением в газете "Аргументы и Факты" N 47 (1828) за 18 - 24 ноября 2015 года рекламы стимулирующего мероприятия, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл 8 информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Выдать ООО "Скай Лайн", ЗАО "Аргументы и Факты" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Гудкова
Члены Комиссии П. В. Олейник
Н. С. Уварова
Исполнитель: Н.С. Уварова, Тел: 8 (495) 784-75-05 (доб. 159) 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 августа 2016 г. N ИГ/34001
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.9.2016