Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 19 сентября 2016 г. N 1-00-1666/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
при участии:
от заказчика - ФГУП "ГосНИИОХТ":
в отсутствие:
ЗАО "Конвинс" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 13.09.2016 N ИШ/41446),
рассмотрев жалобу ЗАО "Конвинс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "ГосНИИОХТ" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на изготовление и выполнение пусконаладочных работ химико-технологического оборудования (электрохимический генератор кислорода и водорода) для нужд федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии" (реестровый N 31604032699) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном допуске к участию в Закупке заявки ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Закупки размещено в ЕИС 25.08.2016. Дата окончания приема заявок - 30.08.2016. Дата подведения итогов - 02.09.2016.
В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в открытом запросе предложений от 06.09.2016 N 31604032699/2 в соответствии с пунктом 2.10.15 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ФГУП "ГосНИИОХТ" комиссия приняла решение о признании победителем Закупки ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД".
Согласно жалобе Заявителя, допуск ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД" к участию в Закупке неправомерен, ввиду не предоставления последним полного перечня сертификатов и деклараций о соответствии товаров, необходимых для включения в состав заявки, а также несоответствия предложенного участником товара требованиям Технической части документации в части количества ячеек.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с пунктом 5.7.1 Закупочной документации заявка на участие в запросе предложений должна содержать документы, указанные в пункте 13 Информационной карты.
В силу пункта 5.7.2 Закупочной документации, в случае неполного представления документов, перечисленных в пункте 13 Информационной карты, Участник отклоняется Закупочной комиссией от участия в закупке.
Согласно пунктам 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Информационной карты Закупочной документации в состав заявки на участие в запросе предложений необходимо включить: копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным Документацией и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции, в том числе:
сертификат соответствия ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" на генератор водорода во взрывозащищенном исполнении с источником питания;
сертификат соответствия ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" на элементы генератора водорода в стационарном исполнении и блочно-модульном контейнерном исполнении, работающие под избыточным давлением;
декларация о соответствии ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" на генератор водорода в стационарном исполнении и блочно-модульном контейнерном исполнении;
декларация о соответствии ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" на элементы генератора водорода в стационарном исполнении и блочно-модульном контейнерном исполнении, работающие под избыточным давлением.
В то же время, согласно пункту 15.2 Технического задания Закупочной документации вместе с Генератором должны быть поставлены на русском языке следующие документы:
- руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию Генераторов;
- руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию блока питания Генератора;
- руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию очистителя кислорода;
- сертификат соответствия ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" на генератор водорода во взрывозащищенном исполнении с источником питания;
- сертификат соответствия ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" на элементы генератора водорода в стационарном исполнении и блочно-модульном контейнерном исполнении, работающие под избыточным давлением;
- декларация о соответствии ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" на генератор водорода в стационарном исполнении и блочно-модульном контейнерном исполнении;
- декларация о соответствии ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" на элементы генератора водорода в стационарном исполнении и блочно-модульном контейнерном исполнении, работающие под избыточным давлением;
- чертеж (диаграмма электрической разводки генератора);
- чертеж (принципиальная схема, показывающая все трубопроводы установки с их размерами, клапана, КИП и процессная схема);
- результаты заводских испытаний генератора (паспорт).
Таким образом, сертификаты соответствия ТР ТС 032/2013, ТР ТС 012/2011, а также декларации о соответствии ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013 подлежат предоставлению как составе заявки, так непосредственно при поставке товаров.
Непредоставление названных документов влечет отказ в допуске к участию в Закупке.
Проведя документальный анализ заявки ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД", Комиссия установила, что предложение общества содержит гарантийное письмо от 29.08.2016 N 1693, в соответствии с которым участник обязуется предоставить вместе с поставляемой продукцией следующие разрешительные документы: сертификаты соответствия ТР ТС 032/2013, ТР ТС 012/2011, декларацию о соответствии ТР ТС 032/2013.
На момент подачи заявки ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД" готово предоставить декларацию о соответствии ТР ТС 010/2011.
Таким образом, ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД" не исполнено требование подпункта 6 пункта 13 Информационной карты Закупочной документации. Вместе с тем, принимая во внимание неправомерность включения в Закупочную документацию требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки сертификатов соответствия ТР ТС 032/2013, ТР ТС 012/2011, а также деклараций о соответствии ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013, допуск ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД" правомерен, ввиду включения в документацию о Закупке требования, не соответствующего положениям гражданского законодательства.
Между тем, включение в состав документации о Закупке требования о предоставлении сертификатов соответствия ТР ТС 032/2013, ТР ТС 012/2011, а также деклараций о соответствии ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013 в составе заявки, ограничивает возможность участия в закупке лиц, не обладающих продукцией, необходимой для поставки, при формировании предложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, предоставление технических паспортов, сертификатов качества должно осуществляться одновременно с передачей вещи покупателю.
Ввиду изложенного, требование о предоставлении сертификатов соответствия ТР ТС 032/2013, ТР ТС 012/2011, а также деклараций о соответствии ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013 в составе заявки, не соответствует требованиям гражданского законодательства, а также накладывает на потенциальных участников Закупки дополнительные ничем не обоснованные ограничения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о неправомерности включения в документацию о Закупке требования о предоставлении сертификатов соответствия ТР ТС 032/2013, ТР ТС 012/2011, а также деклараций о соответствии ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013 в составе заявки, влекущего отказ в допуске к участию в Закупке.
Одновременно, Комиссией установлено, что в соответствии с техническим предложением ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД", обществом предлагается к поставке генератор, электролитический модуль которого состоит из 75 ячеек, что соответствует требованию пункта 14.1 Технического задания Закупочной документации.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, допуск ООО "ЭНЕРГОАВАНГАРД" к участию в Закупке правомерен.
В связи с чем, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на итоги Закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 сентября 2016 г. N 1-00-1666/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016