В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом 1 исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7,8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе, не требуется. 29.12.2015 в адрес Московского УФАС России поступило уведомление (вх. N 49218) от Центрального регионального центра МЧС России (исх. N 21263-10-61 от 28.12.2015) о заключении на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе государственного контракта N 457 от 25.12.2015 на проведение ремонтно-восстановительных работ после аварии в системе отопления в здании Центрального регионального центра МЧС России, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7а на сумму 2 22 311 935,11 рублей (двадцать два миллиона триста одиннадцать тысяч девятьсот тридцать пять рублей 11 копейки).
Во исполнение требований части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе к вышеуказанному уведомлению Заказчика (исх. N 21263-10-61 от 28.12.2015) о заключении государственного контракта от N 457 от 25.12.2015 прилагались следующие документы: отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя); копия государственного контракта от 25.12.2015 N 457.
Как следует из представленных Заказчиком материалов, заключение государственного контракта с единственным поставщиком обусловлено необходимостью незамедлительного выполнения ремонтно-восстановительных работ после аварии системы отопления здания Центрального регионального центра МЧС России и в целях обеспечения возможности нормального функционирования и восстановления систем жизнеобеспечения здания (электро- и теплоснабжения).
В соответствии с представленным Актом обследования места аварии установлено, что в результате прорыва отопления образовались нижеследующие повреждения в помещениях 1, 2, 3 этажа, чердака, подвала, коридора и лестницы здания Центрального Регионального Центра МЧС России по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, 7а: 1. произошло обрушение штукатурки, повреждение декоративной отделки помещений, повреждение жалюзийных решеток, частичное разрушение несущих конструкций и перегородок (в том числе в помещениях с документами строгой отчетности), разрушены конструкции дверных проемов (межкомнатные, противопожарные);2. повреждена АПС с частичной утратой функционала, повлекшей за собой отсутствие сигнала автоматического реагирования на повреждения; 3. повреждены инженерные системы ХВС и ГВС, в том числе с частичной утратой узлов учета; 4. в санузлах произошло разрушение сантехнических приборов, имеются многочисленные повреждения покрытия полов; 5. отсутствует возможность передачи данных из-за повреждения приборов учета, узлов присоединения к магистральным сетям, линий связи; 6. наблюдается частичное повреждение внутренней системы электроснабжения, в том числе автоматических выключателей, счетчиков учета электрической энергии и иных структурных звеньев электроцепи), что повлекло частичную утрату функции освещения, что с учетом времени года короткого светового дня, не позволяет осуществлять эксплуатацию здания в вечернее и ночное время; 7. в конструкциях перекрытий помещений 1, 2, 3 этажа образовались трещины и мелкие борозды площадью до 0,1 мм2;8. имеются повреждения трубопроводов внутренней системы отопления; 9. в системе вентиляции здания повреждены (до состояния негодности) воздуходувы, системы воздухоснабжения, воздухоотведения, очистки и терморегуляции воздушных потоков, в результате чего система вентиляции 3 пришла в негодность; 10.приведена в негодность система хладоснабжения.
По мнению экспертов, составивших данный Акт, вышеуказаные повреждения не позволяют осуществлять эксплуатацию здания надлежащим образом, а также создают угрозу жизни и здоровью граждан и в свою очередь предлагают следующие меры по устранению последствий аварии: учитывая, что в результате полученных повреждений системы жизнеобеспечения (электро- и тепло-снабжения) здание фактически не может функционировать, а также принимая во внимание наличие повреждений в конструкциях перекрытий, требуется незамедлительное устранение последствий аварии, путем проведения ремонтных работ. Соответствующие работы должны быть выполнены в срок не превышающий десяти дней со дня составления Акта.
Между тем, заключение контракта без проведения конкурентных процедур возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом о контрактной системе. Так, должны иметь место наступившие последствия аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы либо должно требоваться оказание медицинской помощи в экстренной или неотложной формах.
При этом контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может быть заключен исключительно в объеме, необходимом для ликвидации последствий действия вышеуказанных фактов.
Помимо указанных, важнейшим условием заключения контракта неконкурентным способом является нецелесообразность применения иных, требующих затрат времени, способов определения подрядчика.
Должностное лицо административного органа, исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришло к выводу о недоказанности чрезвычайности и срочности выполнения работ в объеме, предусмотренном государственным контрактом N 457 от 25.12.2015 Представитель <> <> не согласилась с указанными выводами, представив при рассмотрении настоящего дела ведомость дефектов, которая, по мнению представителя <> объясняет значительность затрат на ремонтно-восстановительные работы после аварии в системе отопления в здании Центрального регионального центра МЧС России, расположенного по адресу: г.
Москва, ул. Давыдковская, д. 7А и копии фотоматериалов, сделанны очевидцами с места аварии на мобильные устройства.
Однако, представленная ведомость дефектов не содержит каких-либо доказательств, позволяющих сопоставить объем работ, перечисленный в ведомости дефектов, объему, реально необходимому для устранения последствий аварии в системе отопления.
Изображения на представленных фотоматериалах невозможно соотнести с каким-либо конкретным зданием, расположенным в непосредственной близости от здания, где произошла авария в системе отопления.
Характер изображений на рассматриваемых снимках, в частности, дыра в деревянной крыше, не доказывают факт возникновения таких повреждений вследствие рассматриваемой аварии, а следовательно, данные фотоматериалы 4 не могут быть приняты как доказательства по настоящему делу.
С учетом того, что обязанность по обоснованию правомерности заключения контракта части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе возложена на Заказчика, должностное лицо административного органа не усматривает иных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии объективных обстоятельств чрезвычайного характера, допускающих заключение контракта в рассматриваемом объеме без проведения конкурентной процедуры.
Таким образом, каких-либо доказательств наличия обстоятельств, определенных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно, подтверждающих факт аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы, невозможность и нецелесообразность применения иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, а также подтверждения необходимости выполнения работ в объеме, предусмотренном контрактом, Заказчиком не представлено.
В связи с вышеизложенным, правовые основания, определенные пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и позволяющие заключить контракт с единственным поставщиком, в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствовали.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
На основании части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, 5 осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае в соответствии с частью 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной Заказчик при осуществлении закупки должен был использовать конкурентные способы определения поставщиков, а именно, конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
При этом необходимо учитывать, что проведение запроса котировок возможно при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей (часть 2 статьи 72 Закона о контрактной системе), а проведение запроса предложений возможно только в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе. При этом рассматриваемая ситуация ни одной, ни другой норме не соответствует.
Таким образом, в данной ситуации Заказчик был обязан осуществлять закупку с применением способов определения поставщиков в виде конкурса или аукциона.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком при заключении государственного контракта N 457 от 25.12.2015 на проведение ремонтно-восстановительных работ после аварии в системе отопления в здании Центрального регионального центра МЧС России, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7А допущено нарушение положения части 1 статьи 24, части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно статьи 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с Выпиской из Приказа N 107-ВК от 26.11.2014, полковник <> назначается на должность заместителя начальника регионального Центра по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций этого же регионального центра.
Государственный контракт N 457 от 25.12.2015 на проведение ремонтно-восстановительных работ после аварии в системе отопления в здании Центрального регионального центра МЧС России, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7а подписан <> Таким образом, виновные действия должностного лица - заместителя начальника Центрального регионального центра МЧС России <> (07.07.1973 г.р., паспорт серия 34 03 N 547251 выдан отделом внутренних дел Центрального округа гор. Костромы 04.06.2003, зарегистрирован по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 80а, кв. 139) выразившиеся в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, что привело к избранию неверного, неконкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают положения части 1 статьи 24, части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, образуя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 6 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Административное правонарушение совершено в результате принятия решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Административное правонарушение совершено по месту принятия решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя - г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7А Время совершения административного правонарушения - дата заключения должностным лицом Заказчика государственного контракта N 457 на выполнение ремонтно-восстановительных работ после аварии в системе отопления в здании Центрального регионального центра МЧС России, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Давыдовская, д. 7а - 25.12.2015.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение <> требований, установленных частью 1, частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, при рассмотрении настоящего дела не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность <> не установлены.
Руководствуясь статьей 2.4, частью 2 статьи 7.29, статьей 23.66, 28.3, 29.9,29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - заместителя начальника регионального центра по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <> виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ. 2. Назначить должностному лицу - заместителю начальника регионального центра по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <>) административный штраф в размере 50 000 7 (пятидесяти тысяч рублей ноль копеек) рублей в соответствии частю 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Для уплаты административного штрафа, предусмотренного за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе: Получатель: УФК по г Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890) ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 Банк получателя: Отделение 1 Москва р/с 40101810800000010041 БИК 044583001 ОКТМО: 45375000 КБК 161 1 16 33010 01 6000 140 Назначение платежа: Административный штраф по делу N 4-7.29-492/77-16 об административном правонарушении В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы не уплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить по электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер постановления о наложении штрафа.
В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений у Московского УФАС России о своевременной оплате штрафа Московское УФАС России обязано передать постановление для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было 8 обжаловано или опротестовано.
Приложение: квитанция на 1 листе Заместитель руководителя <> 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 4-7.29-492/77-16 (опубликовано 23 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016