Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 5 сентября 2016 г. N 04-16/59-2016
Я, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев постановление и.о. прокурора г. Петрозаводска, советника юстиции Гравченкова П.Л. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 12 августа 2016 года и материалы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица государственного заказчика - управляющего ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии <_> (паспорт N <_>) в его отсутствие (уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением), в присутствии представителей по доверенности <_> (доверенность от <_>), <_> (доверенность от <_>), установил:
Постановлением и.о. прокурора г. Петрозаводска советника юстиции Гравченкова П.Л. возбуждено производство по делу об административном правонарушении от 12.08.2016, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица государственного заказчика - управляющего ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии <_>
Согласно Постановлению при проведении электронных аукционов на оказание услуг по санаторно - курортному лечению граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2016 году (извещения N 0206100000316000052 от 16.03.2016, 0206100000316000051 от 16.03.2016, 0206100000316000043 от 25.02.2016) (далее - Электронный аукцион) допущены нарушения требований пунктов 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457), выразившееся в утверждении документации об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Дело рассмотрено в отсутствие <_> с участием представителей по доверенности <_> права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, а также статьями 24.4, 25.1 КоАП РФ разъяснены, о чем в деле имеется расписка.
Заслушав представителей по доверенности <_> изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В первом квартале 2016 года государственным заказчиком - ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии осуществлены закупки в форме электронных аукционов на оказание услуг по санаторно - курортному лечению граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2016 году (извещения N 0206100000316000052 от 16.03.2016, 0206100000316000051 от 16.03.2016, 0206100000316000043 от 25.02.2016).
Документации об электронных аукционах утверждены управляющим ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии <_>
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно статье 14 "Применение национального режима при осуществлении закупок" Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчики при утверждении документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного Постановления.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, установлено, что предметом закупки является - оказание услуг, соответственно при проведении указанных закупок Заказчику обязан установить требования к участникам закупки, в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, в нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления Правительства N 1457, документации о проведении электронных и извещения не содержат обязательного требования к участникам закупки, в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего закона.
Оглоблин Г.В. занимает должность управляющего ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии, соответственно применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом заказчика, наделен соответствующими полномочиями, в том числе на утверждение документации об электронном аукционе.
С учетом изложенного, в действиях Оглоблина Г.В. содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, а именно утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения дела <_>не признал факт вменяемого административного правонарушения. В своих объяснениях указал, что перечисление в документации об аукционе всех нормативно - правовых актов, которым должен соответствовать участник закупки, является избыточным, отсутствие данного перечисления само по себе не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, поскольку при формировании документаций все обязательные требования были соблюдены.
Кроме этого, при вынесении решения просит учесть, что на момент утверждения документаций существовала правовая неопределенность по поводу механизма реализации Постановления N 1457.
Обстоятельства непреодолимой силы, находящиеся вне контроля <_>препятствовавших надлежащему исполнению Закона о контрактной системе на рассмотрении дела не установлены.
Вина <_>состоит в том, что он утвердил документацию об электронном аукционе с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не установил обязательного требования к участникам закупки, в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вина <_>доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность - не установлены.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, являющихся основанием для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не зависит от наступления каких - либо негативных последствий и предусматривает ответственность за сам факт совершения противоправного поступка, выразившегося в нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Какие - либо исключительные обстоятельства, послужившие причиной совершения рассматриваемого административного правонарушения, по делу не установлены.
Таким образом, основания для прекращения дела по статье 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью отсутствуют.
Санкцией части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ установлено наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Место совершения административного правонарушения - ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии: ул. Красная, д. 49, г. Петрозаводск.
Время (дата) совершения административного правонарушения - 16.03.2016 (дата утверждения аукционной документации по закупке N 0206100000316000052).
В данном случае необходимо учитывать, что статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении в области нарушения законодательства о контрактной системе на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушении. Поскольку днем совершения административного правонарушения является в данном случае дата утверждения документации об электронном аукционе, а именно - 16.03.2016 г., то постановление, датированное 05 сентября 2016 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 107 Закона о контрактной системе, статьями 4.1, 23.48, 23.66, 29.9, 29.10, 7.30 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е. постановил:
Признать должностное лицо государственного заказчика - управляющего ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии <_>виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Назначить должностному лицу государственного заказчика - управляющему ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелии <_>наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк: ГРКЦ НБ Респ.Карелия Банка России г. Петрозаводск, БИК 048602001.
Получатель: ИНН 1001041153 КПП 100101001 Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России),
Счет: 40101810600000010006
Код бюджетной классификации 161 1 16 33010 01 6000 140
Код ОКАТО 86701000
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд федеральных округов Российской Федерации.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с Главой 30 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 5 сентября 2016 г. N 04-16/59-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016