Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 21 сентября 2016 г. N Р3-220/16
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено "21" сентября 2016 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
Заказчика - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области -<_> члена комиссии - <_>
уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Тамбовской области <_>
заинтересованного лица - УМВД России по Тамбовской области - <_>
ООО "ГАЗ68" - <_> <_>
рассмотрев жалобу ООО "ГАЗ68" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области при проведении электронного аукциона на поставку автомобилей оперативно-служебных для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (извещение N 0164200003016004555) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее - Уполномоченный орган) 29.08.2016 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016004555 о проведении электронного аукциона на поставку автомобилей оперативно-служебных для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 600 000,00 рублей.
Заказчик - Комитет по управлению имуществом Тамбовской области.
Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Тамбовской области.
Закупка проводится для нужд УМВД России по Тамбовской области.
По окончании срока подачи заявок до 14.09.2016 09:00:00 была подана единственная заявка от участника закупки, с порядковым номером: 1. По результатам рассмотрения единственной заявки аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с ООО "ГАЗТРАНЗИТ" Данное решение оформлено протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0164200003016004555 от 16.09.2016.
ООО "ГАЗ68", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 13.09.2016 N6605).
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении документации об электронном аукционе:
1) установленные Заказчиком требования к характеристике закупаемого товара - автомобилей оперативно-служебных для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на базе автомобиля ГАЗ 2705 о наличии подушки безопасности нарушают Закон о контрактной системе,
2) условие проекта контракта, установленное пунктом 4.1 проекта контракта о сроке поставки товара - в течение 3 календарных дней со дня заключения контракта, нарушает Закон о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит приостановить проведение электронного аукциона и выдать предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.
Уполномоченный орган, Заказчик и заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласились, представили письменные объяснения (вх. от 19.09.2016 N6700, вх. от 19.09.2016 N6704, вх. от 19.09.2016 N6686, вх. от 19.09.2016 N6701), просят признать жалобу необоснованной.
В письменных объяснениях Заказчик, уполномоченный орган и заинтересованное лицо ссылаются на право Заказчика устанавливать требования к поставляемым автомобилям оперативно-служебным для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - автомобили) в соответствии с потребностями Заказчика, в том числе, в части наличия оборудования на закупаемых автомобилях. Ограничение количества участников закупки отрицают.
Заказчик указал, что ввиду специфики закупаемых автомобилей техническое задание по рассматриваемой закупке было разработано ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Тамбовской области", которое является получателем названных автомобилей. Специалисты указанного учреждения обладают необходимой квалификацией и специальными техническими познаниями, необходимыми для формирования технических требований закупаемых автомобилей.
По закупке поступили три запроса разъяснений положений документации об электронном аукционе: от 12.09.2016 NРД3, от 02.09.2016 NРД1, от 07.09.2016 NРД2. Ответы на поступившие запросы были подготовлены ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Тамбовской области".
Заказчик на рассмотрении жалобы пояснил, что им направлялись запросы трем поставщикам автомобилей в соответствии с характеристиками Технического задания, представил копии ответов на них (коммерческое предложение ООО "Алькор" - исх. от 27.07.2016 N46/07 на N09-03/1051 от 15.07.2016; коммерческое предложение ООО "Инвестплюс" - исх. от 27.07.2016 N44/07 на N09-03/1052 от 15.07.2016; коммерческое предложение ООО "ИнвестАвто" - исх. от 27.07.2016 N45/07 на N09-03/1053 от 15.07.2016).
Комитет государственного заказа Тамбовской области и УМВД по Тамбовской области также в письменных пояснениях возразили доводам Заявителя, нарушение Закона о контрактной системе отрицают.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя, возражения Заказчика, уполномоченного органа и заинтересованного лица, а также представленные документы и материалы, и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, считает жалобу ООО "ГАЗ68" необоснованной в силу следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом данным пунктом Закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.
Заявитель сообщил, что переоборудование закупаемых автомобилей и оснащение их оборудованием, указанным в документации об электронном аукционе, в частности, подушками безопасности, конструктивно невозможно, и ограничивает количество участников закупки, но не представил подтверждающих доказательств этому, что предусмотрено части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Аргумент Заявителя, что другие поставщики закупаемого оборудования не могут предложить свой товар по данной закупке, соответствующими документами не подтвержден.
При этом, Заказчик представил письма- подтверждения (коммерческие предложения, указанные выше в тексте настоящего решения) нескольких поставщиков о возможности предложения автомобилей, оснащенных специальным оборудованием в соответствии с требованиями рассматриваемого аукциона.
Как следует из анализа представленных Заказчиком писем, при подготовке аукционной документации был проведен анализ рынка закупаемых автомобилей с установленными Заказчиком характеристиками.
Также Заказчиком и заинтересованным лицом представлены пояснения о необходимости поставки автомобилей с указанным оборудованием, указавшими, что закупаемые автомобили являются специальным автотранспортом, требования к которому установлены действующим законодательством. Для обеспечения безопасности сотрудников полиции при возникновении дорожно-транспортных происшествий и в случае нападения на конвой требуется дополнительная защита в виде подушек безопасности.
Согласно ПР 78.01.0024-2010 "Правила стандартизации. Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, специальные технические требования" (далее - Правила стандартизации) предусмотрены специальные технические требования к конструкции спецавтомобилей типа "автозак", которые являются обязательными при сертификации спецавтомобилей для выдачи "одобрения типа транспортного средства".
В соответствии с правилами стандартизации спецавтомобиль для перевозки подозреваемых и обвиняемых должен быть оборудован специальными средствами связи (сигнально-переговорное устройство между кабиной водителя и помещением конвоя, автомобильная радиостанция), сигнализацией (п. 5.11), системой видеонаблюдения, имеющей установленные технические характеристики (п. 5.12), комплектом бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС (п. 5. 13), автоматической системой пожаротушения, отвечающей установленным требованиям эксплуатации (п. 6.3), вставками безопасности в колеса, обеспечивающими возможность движения на спущенных шинах на расстояние не менее 30 км при скорости движения не менее 20 км/ч (п. 6.4).
Указанные требования являются специальными, подобные оперативно-служебные автомобили не производятся серийно и не являются автомобилями в заводской комплектации, а переоборудуются сертифицированными организациями.
В процессе переоборудования могут устанавливаться надувные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, что не противоречит Правилам стандартизации. Данное требование было включено в техническое задание в целях обеспечения безопасности, сохранения жизни, здоровья и безопасности и боеспособности сотрудников полиции как при возникновения ДТП, так и при нападении на конвой в случае лобового столкновения с созданным препятствием.
Также Заказчик представил копию письма ООО "ИнвестАвто" (ИНН 5257123081 ОГРН 1115257004500), согласно которому, указанное общество имеет свидетельство о присвоении Международного идентификационного кода изготовителя транспортного средства (WMI), по заключенному договору с ООО "ГАЗТРАНЗИТ" будет заниматься переоборудованием автомобилей по электронному аукциону N0164200003016004555 для УМВД России по Тамбовской области. В ходе переоборудования ООО "ИнвестАвто" установит требующуюся систему безопасности, ремни безопасности с датчиками реагирования. При монтаже данной системы будет заменен руль автомобиля. Все узлы и агрегаты сертифицированы.
Заявитель ООО "ГАЗ68" на рассмотрении жалобы представил копию письма ООО "Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ" исх. N2194/994-0501-07 от 09.09.2016, адресованное генеральному директору ООО "Авто-ММ" М.Ф. Маркову.
Заявитель указывает, что из содержания данного письма следует, что все выпускаемые автомобили ГАЗ-2705 и их модификации в комплектации завода-изготовителя не оборудованы надувными подушками безопасности, установка пассивных систем безопасности в виде надувных подушек безопасности со стороны водителя и/или переднего пассажира, а также инерционные системы натяжения ремней безопасности, конструктивно не предусмотрена на автомобили ГАЗ-2705 и их модификации.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленную копию письма и аргументы Заявителя, приходит к выводу, что представленная копия письма не подтверждает конструктивную невозможность переоборудования автомобилей ГАЗ-2705 и, в том числе, невозможность установки подушек безопасности в соответствии с требованиями Технического задания по рассматриваемому электронному аукциону.
Кроме того, заводом-изготовителем (производителем) автомобилей марки ГАЗ является ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" ИНН 52500018433 ОГРН 1045206907877, а не ООО "Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ" (ИНН 5256051148 ОГРН 1045207058687).
Заявителем не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком требования к закупаемому товару ограничили количество участников закупки и не позволяют принять участие в аукционе.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать требования к товару таким образом, чтобы указанным требованиям соответствовали все заинтересованные хозяйственные субъекты.
Комиссия Тамбовского УФАС России не установила нарушений законодательства о контрактной системе в положениях документации в части формирования требований к техническим и функциональным характеристикам закупаемого в рамках проводимого аукциона товара.
2. Заявитель в своей жалобе указал, что условие проекта контракта, установленное пунктом 4.1 проекта контракта о сроке поставки товара: "в течение 3 календарных дней со дня заключения контракта", нарушают Закон о контрактной системе, поскольку переоборудование автомобиля производится в срок от 20 до 30 рабочих дней.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что рассматриваемый довод жалобы не подтвержден документально.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.1 проекта государственного контракта установлено: "Поставка товара осуществляется Поставщиком Получателю в течение 3 календарных дней со дня заключения контракта".
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заявитель не доказал невозможность выполнения сторонами контракта установленного условия о сроке поставки товара, и документально не подтвердил невозможность поставки автомобиля в требуемый срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель жалобы на рассмотрение жалобы не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также не представил документы и сведения, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Заявителя жалобы оспариваемой аукционной документацией и пунктами проекта контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ГАЗ68" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 сентября 2016 г. N Р3-220/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016