Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 15 сентября 2016 г. N 272-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти,
Члены Комиссии:
Азарова Е.И.- ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Тимофеенко О.И. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Сафронова О.А. - специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
Оберемок А.А. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии представителя конкурсного управляющего Г.И.В. Ш.Е.Е. (доверенность б/н от 14.09.2016 г.) (далее - Организатор торгов), в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя М.А.П., (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении публичного предложения в электронной форме по продаже имущества должника ООО "Азов", лоты N 1 (лот N 1 емкость н/ж 25 куб.м.), N 1 (лот N 3 емкость н/ж 15 куб.м.), N 1 (лот N 4 емкость н/ж 50 куб.м.) (извещения NN 5008241, 5008242, 5008223 опубликованы на сайте www.fabrikant.ru.). установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба М.А.П. на действия организаторов торгов - конкурсного управляющего Г.И.В. при проведении публичного предложения в электронной форме по продаже имущества должника ООО "Азов", лоты N 1 (лот N 1 емкость н/ж 25 куб.м.), N 1 (лот N 3 емкость н/ж 15 куб.м.), N 1 (лот N 4 емкость н/ж 50 куб.м.) (извещения NN 5008241, 5008242, 5008223 опубликованы на сайте www.fabrikant.ru.).
Заявитель указывает на то, что отклонение его заявки на участие в торгах, по причине того, что не подтверждено поступление задатка в указанном в сообщении размере, является необоснованным.
Организатор торгов возражает на доводы жалобы, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 15.09.2016 в 14.00.
Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителя организаторов торгов, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2015 по делу
NА32-39400/2012-27/825-Б ООО "Азов" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим ООО "Азов" утвержден Г.И.В.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 г. по делу NА32-39400/2012-27/825Б было утверждено Положение о порядке, сроках реализации имущества должника.
07.04.2016 г. на собрании кредиторов ООО "Азов" были внесены изменения в ранее утвержденное судом Положение о порядке, сроках реализации имущества должника.
В соответствии Положением о порядке, сроках реализации имущества должника от 07.04.2015 г. лицо, намеренное принять участие в торгах в счет обеспечения исполнения обязательства по оплате предмета торгов вносит задаток в размере 10% от начальной цены лота (п. 9.2. Положения).
Сообщение о проведении торгов по продаже имущества ООО "Азов" опубликовано в газете "Коммерсантъ" N215 от 21.11.2015 г. Торги были признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок.
Сообщение о проведении повторных торгов по реализации имущества опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 1 5 от 30.0812016 г. Повторные торги также признаны несостоявшимися.
В связи с тем, что первые и повторные торги по продаже имущества были
признаны несостоявшимися, конкурсный управляющий объявил о проведении торгов по продаже имущества ООО "Азов" в форме публичного предложения на ЭТП "Фабрикант", о чем в газете "Коммерсантъ" N 142 от 06.08.2016 г. размещено сообщение N61030282002.
Данная информация также была опубликована в сообщении о торгах на
ЭТП "Фабрикант" (Извещение о проведении торговой процедуры N 5008223,
N5008241, N 500242).
В соответствии п. 4 ст. 139 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах. При продаже имущества должника посредством публичного
предложения начальная цена имущества подлежит последовательному снижению. Согласно условиям проведения торгов по продаже имущества ООО "Азов" в форме публичного предложения начальная цена имущества устанавливается в размере цены на повторных торгах и составляет:
по лоту N 1 (емкость н/ж 25 куб.м.) - 114 407,10 руб.,
по лоту N 3 (емкость н/ж 15 куб.м.) - 68 643,90 руб.,
по лоту N 4 (емкость н/ж 50 куб.м.) - 228 813,30 руб.
Задаток на торгах в форме публичного предложения устанавливается в
размере 10% от начальной цены лота и составляет соответственно:
- лот N 1 емкость н/ж 25 куб.м. - 12711,90 рублей;
- лот N 3 емкость н/ж 15 куб.м. - 7627,10 рублей;
- лот N 4 емкость н/ж 50 куб.м. - 25423,70 рублей.
05.09.2016 г. от М.А.П. поступили заявки на участие в торгах по продаже имущества ООО "Азов" по лотам N 1,3, 4. Однако задаток М.А.П. был внесен на специальный счет организатора торгов единой суммой в размере 16 475 руб. в качестве задатка по лотам N 1,3,4 по платежному поручению N 324 от 01.09.2016 г.
Поскольку, задаток для участия в торгах по лотам N 1,3,4 был внесен М. А.П. на счет ООО "Азов" в меньшем размере, чем указано в сообщении о торгах, М.А.П. не допущен к участию в торгах по продаже
имущества ООО "Азов" по лотам N 1,3,4.
Комиссией по рассмотрению дела N 272-Т/2016, установлено, что, отклонение заявки М.А.П. на участие в торгах, по причине того, что не подтверждено поступление задатка в указанном в сообщении размере, является необоснованным, т.к. учитывая разъяснения, данные в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 N 305-ЭС16-3457 по делу N А40-117109/2010. особенность публичного предложения как формы реализации имущества должника состоит в том, что снижение цены происходит пошагово (поэтапно) до тех пор, пока какое-либо лицо не выразит желание приобрести имущество и не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку, в которой указана цена приобретения, равная цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающая ее.
В рассматриваемом случае торги осуществлялась именно посредством публичного предложения, к которому в соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) субсидиарно применяются общие правила о продаже предприятия должника. Помимо того что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Расчет задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа. Условия конкурсной документации о размере задатка не были прозрачными и ясными для неопределенного круга лиц. Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен так формулировать содержание сообщения о проведении торгов, чтобы условия таких торгов являлись доступными и понятными неограниченному кругу лиц, что в итоге способствует увеличению количественного состава участников торгов. Между тем указанная обязанность организатором торгов нарушена.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу М.А.П. на действия организаторов торгов - конкурсного управляющего Г.И.В. при проведении публичного предложения в электронной форме по продаже имущества должника ООО "Азов", лоты N 1 (лот N 1 емкость н/ж 25 куб.м.), N 1 (лот N 3 емкость н/ж 15 куб.м.), N 1 (лот N 4 емкость н/ж 50 куб.м.) (извещения NN 5008241, 5008242, 5008223 опубликованы на сайте www.fabrikant.ru.), обоснованной.
2. В связи с тем, что 06.09.2016 заключен договор, предписание не выдавать.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: Е.И. Азарова
О.И. Тимофеенко
О.А. Сафронова
А.А. Оберемок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 сентября 2016 г. N 272-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016