Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<>, рассмотрев жалобу ООО "КиН Сервис" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 8876/ОАЭ-АХУ/16 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования в административных зданиях ОАО "РЖД" по адресам: ул. Каланчевская, д. 6/2, ул. Новая Басманная, д. 2, ул. Басманный переулок, д. 1, ул. Новая Басманная, д. 14/2, ул. Новая Басманная, д. 13/2, стр. 2 (извещение N 31603943283), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "КиН Сервис" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик)при проведении открытого аукциона в электронной форме N 8876/ОАЭ-АХУ/16 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования в административных зданиях ОАО "РЖД" по адресам: ул. Каланчевская, д. 6/2, ул. Новая Басманная, д. 2, ул. Басманный переулок, д. 1, ул. Новая Басманная, д. 14/2, ул. Новая Басманная, д. 13/2, стр. 2 (извещение N 31603943283) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
На участие в Аукционе подано 3 заявки, допущена 1.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе, а также Заказчиком в протоколе не раскрыты подробные причины данного отклонения.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупке документация также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Аналогичное положение предусмотрено подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом N 8876/ОАЭ-АХУ/16/2 рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в Аукционе от 30.08.2016 (далее - Протокол рассмотрения), Заявителю (участник с порядковым номером N 1) отказано в допуске, в связи с несоответствием аукционной заявки требованиям, изложенным в пункте 7.6.2 аукционной документации, на основании пункта 6.5.3.1. аукционной документации.
Пунктом 7.6.2 Документации предусмотрено, что в техническом предложении участника должны быть отражены все условия, указанные в техническом задании аукционной документации.
Согласно пункту 6.5.3.1 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
На заседании Комиссии ФАС России, представители Заказчика представили материалы, а также заявку Заявителя и пояснили, что данная заявка не содержит пункт N 86 "Технического задания" Документации "Демонтаж сплит-систем с внутренним блоком настенного типа мощностью до 8 кВт.", в связи с чем Заявителем предложен не полный объем работ.
Комиссии ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что заявка Заявителя не содержит пункт N 86 "Технического задания" Документации "Демонтаж сплит-систем с внутренним блоком настенного типа мощностью 8 кВт".
Согласно пункту 7.6.1 Документации техническое предложение представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 Аукционной документации.
Пунктом 3 Документации установлено, что в составе аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме, заверенное подписью и печатью (при ее наличии) участником. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания.
При этом пунктом 3.2 Документации предусмотрено, что в техническом предложении участник должен также указать информацию о предлагаемых работах, соответствующих требованиям технического задания документации, по форме таблицы N 2:
N п/п |
Наименование работ |
Инновации, высокотехнологичная продукция |
Производитель (выступает ли участник в качестве лица, выполняющего работы) (да/нет) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
_ |
|
|
|
Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения заявка участник с порядковым номером N 3 (далее - Участник N 3), также отклонена по вышеуказанному основанию.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что заявка Участник N 3, отклонена в связи с отсутствием в техническом предложении участника количества выполняемой работы.
Комиссия ФАС России изучив требования Документации, приходит к выводу, что Заказчиком в Документации установлены требования к составу заявки не позволяющие однозначно установить, какую именно форму технического предложения должна содержать заявка участника Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку участника N 3 закупки противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно подпункту 5 пункта 17 Положения о закупке в ЕИС также подлежит размещению следующая информация: протоколы, составляемые в ходе проведения закупок.
Пунктом 288 Положения о закупке установлено положение: "По итогам рассмотрения аукционных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения аукционных заявок (далее в настоящем разделе - протокол), в котором в том числе может содержаться следующая информация:
1) сведения об участниках закупки, подавших аукционные заявки;
2) принятое заказчиком решение о допуске участников закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения.
Протокол размещается в ЕИС не позднее чем через 3 дня со дня его подписания".
Вместе с тем, Заказчиком в Протоколе рассмотрения установлены пункты Документации на основании которых Заявителю отказано в допуске, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 5.3.3.1 Документации: "отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей".
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности в размере более 1000 рублей по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в качестве обязательного для участников Аукциона, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (пункт 5.3.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.8)".
Вместе с тем, установление требований об отсутствии просроченной задолженности, неисполненных обязательств перед Заказчиком, о непричинении вреда имуществу Заказчика в качестве обязательных к участникам Аукциона, а также возможность отказа в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием указанным требованиям, необоснованно ограничивает количество участников закупки. Кроме того, несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Аукциона.
Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона, ограничивает количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. В соответствии с пунктом 6.5.10 Документации: "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена".
Согласно пункту 6.5.4 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки. В указанном случае Заказчик обязан отстранить такого участника Аукциона на любом этапе проведения Аукциона.
Вместе с тем, в Положение о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Аукциона в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Аукциона. Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Аукциона допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Таким образом, действия Заказчика выразившееся в установлении данного положение в Докуменитации противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3.2 Документации работы должны быть выполнены собственными силами, без привлечения субподрядных организаций (соисполнителей).
Вместе с тем, данное требование ограничивает количество участников Закупки, так как не позволяет участнику закупки выполнять работы путем привлечения субподрядчиков/соисполнителей.
Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "КиН Сервис" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 8876/ОАЭ-АХУ/16 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования в административных зданиях ОАО "РЖД" по адресам: ул. Каланчевская, д. 6/2, ул. Новая Басманная, д. 2, ул. Басманный переулок, д. 1, ул. Новая Басманная, д. 14/2, ул. Новая Басманная, д. 13/2, стр. 2 (извещение N 31603943283) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 14.09.2016 N 223-ФЗ-515/16.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.09.2016 N 223-ФЗ-515/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N 17/64919/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016