Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>, рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Макрос-Безопасность" от 02.09.2016 N 290 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание услуг комплексной безопасности с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем контроля доступа и видеонаблюдения объектов Северного, Южного, Восточного, Западного ГО Московской области для нужд Среднерусского банка ПАО Сбербанк (извещение N 31603951799) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Макрос-Безопасность" (далее - Заявитель) от 02.09.2016 N 290 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание услуг комплексной безопасности с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем контроля доступа и видеонаблюдения объектов Северного, Южного, Восточного, Западного ГО Московской области для нужд Среднерусского банка ПАО Сбербанк (извещение N 31603951799) (далее - Конкурс; Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
02.08.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 22.08.2016;
дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 08.09.2016;
дата подведения итогов Конкурсе - 20.09.2016;
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Документации не установлено требование, что в рамках заключаемого по результатам Конкурса договора исполнителю необходимо за свой счет произвести демонтаж оборудования установленного ранее организацией оказывающей Заказчику услуги предусмотренные к исполнению по результатам Конкурсном;
Заказчиком в срок предусмотренный Документацией не представлены разъяснения Документации участнику закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4.2 Документации при несовместимости оконечных устройств на объектах Банка и оборудования ПЦО контрагента, монтаж необходимых приборов и оборудования производится исполнителем за свой счет без затрат со стороны банка, с обеспечением поступления сигнала о состоянии каждого из имеющихся рубежей и охранных извещателей объекта.
Кроме того, подпунктом 14 пункта 4.2 Документации установлено квалификационное требование, а именно при несовместимости оконечных устройств на объектах "Заказчика" и оборудования ПЦН контрагента монтаж необходимых приборов производится "Исполнителем" за свой счет (без затрат со стороны банка) на условиях ТЗ.
Вместе с тем, Комиссии ФАС России изучив Документацию установила, что пунктом 4.2 Документации Заказчиком предусмотрел данное требование к участникам закупки.
Кроме того, представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающей, что данное требование не установлено, либо установлено не в полном объеме, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 8 Документации: "Все вопросы должны направляться в письменном виде по адресу Среднерусский банк ПАО Сбербанк, 109544, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д.8., Управление делами тел. 8 (495) 974 66 09 (вн. 30-934), не позднее, чем за 5 (Пять) рабочих дней до даты окончания подачи Конкурсных заявок. Также запросы могут быть направлены на адрес электронной почты, указанный в п. 1.2. документации. Ответы на заданные вопросы будут размещаться Банком (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней со дня их получения на сайте www.sbrf.ru в разделе "Закупки". Банк оставляет за собой право не отвечать на отдельные вопросы".
Комиссия ФАС России, изучив Документацию представленную представителем Заказчика пришла к выводу, что дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений не определена, кроме того установленное Заказчиком положение о том, что Банк оставляет за собой право не отвечать на отдельные вопросы ограничивает количество участников закупки, так как не предоставление таких разъяснения не позволяет участникам сформировать заявку в полном объеме соответствующую требованиям Документации, что нарушает часть 1 статьи 2, пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктами 1,2 части 1 Положения о закупке.
Пунктом 4.1 Документации установлены требования к участникам Конкурса:
- отсутствие случаев предоставления Участником в Банк при проведении Закупочных процедур недостоверной информации и/или фиктивных документов в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате объявления Закупки;
- отсутствие фактов предъявления к ПАО Сбербанк претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в том числе, возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником;
- отсутствие судебных разбирательств, по результатам которых возможно отчуждение имущества Участника, стоимость которого составляет 25% активов и более;
- участник не должен находиться в перечне компаний, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует (официальный сайт ФНС России);
- отсутствие информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами в отношении руководителей Участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки;
отсутствие у Участника просроченной задолженности перед Банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки.
Вместе с тем, установление таких требований к участникам закупки ограничивает количество участников, а также не влияют на исполнение обязательств по договору заключаемому по результатам Конкурса.
Кроме того, пунктом 4.2 Документации установлен перечень документов подтверждающих квалификацию участников Конкурса, в том числе:
N п/п |
Требования к квалификации Участника конкурса |
Документы, подтверждающие соответствие Участника квалификационным требованиям |
4 |
Наличие лицензированных охранников шестого разряда в штате Участника (или у партнеров с которыми заключены долгосрочные контракты) с постоянным проживанием на территории Московской области - не менее 70-ти. |
Справка Участника, подтверждающая Наличие лицензированных охранников шестого разряда в штате Участника (или у партнеров с которыми заключены долгосрочные контракты). |
5 |
Количество объектов на территории ГО Среднерусского банка (согласно лотов), охраняемых Участником (его партнером) с помощью пультов централизованного наблюдения по каждому лоту - не менее 500.
|
Справка Участника со сведениями об имеющемся опыте оказания услуг, подписанная руководителем Участника, а также с приложением: - копий договоров (первый и последний листы) с контрагентами и перечнями охраняемых объектов; - документов, подтверждающих надлежащее исполнение Участником данных договоров (акты сдачи-приемки оказанных услуг без замечаний за период действия договора (промежуточных и/или окончательного) и/или отзывы контрагентов и/или иные подтверждающие документы). |
6 |
Количество объектов кредитно-финансовой сферы на территории Среднерусского банка, охраняемых Участником (его партнером) с помощью пультов централизованного наблюдения по каждому лоту - не менее 20.
|
Справка Участника подтверждающая количество объектов кредитно-финансовой, охраняемых Участником подписанная руководителем Участника, с приложением: - копий договоров (первый и последний листы) с контрагентами и перечнями охраняемых объектов |
7 |
Наличие у участника групп быстрого реагирования (или у партнеров с которыми заключены долгосрочные контракты), укомплектованных двумя охранниками, один из них не ниже шестого разряда, имеющими техническую оснащенность (радиосвязь, оружие, спецсредства) - по каждому лоту - не менее 30.
|
Справка Участника, подписанная руководителем Участника, с указанием сведений, подтверждающих количество мобильных групп задержания Участника, несущих постоянное суточное дежурство на территории Среднерусског банка, согласно лотам с указанием мест дислокации и маршрутов патрулирования с предоставлением: - копий ПТС автомобилей находящихся в собственности Участника; - фотографий автомобилей с легко читаемыми государственными номерами. |
Комиссия ФАС России, приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований к участника Конкурса также ограничивает количество участников закупки, что противоречит пунктам 1, 2 части 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО ЧОО "Макрос-Безопасность" от 02.09.2016 N 290 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание услуг комплексной безопасности с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем контроля доступа и видеонаблюдения объектов Северного, Южного, Восточного, Западного ГО Московской области для нужд Среднерусского банка ПАО Сбербанк (извещение N 31603951799) необоснованной;
Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушения части 1 статьи 2, пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.09.2016 N 223-ФЗ-523/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Выдать ПАО "Сбербанк России" обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 15.09.2016 N 223-ФЗ-523/15.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2016 г. N 17/65023/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016