Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 6 сентября 2016 г. N 05-04.1/84-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_> - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<_> - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
в отсутствие <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
в отсутствие <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
при участии представителей Ответчика - <_> (доверенность от 30.12.5015 N 1, личность удостоверена паспортом), <_> (доверенность от 20.06.2016 N 69, личность удостоверена паспортом) (до перерыва), <_> (доверенность от 20.08.2016 N 93, личность удостоверена паспортом) (до перерыва), <_> (доверенность от 11.01.2016 N 38, личность удостоверена паспортом) (до перерыва),
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее - ООО "РегионСтройСервисАвтоматика", Заявитель) на действия акционерного общества "Центральное конструкторское бюро автоматики" (далее - АО "ЦКБА", Заказчик, Ответчик) по проведению закрытого запроса предложений на право заключения договора на поставку микросхем, полупроводников (извещение N 31603982854) (далее - Запрос предложений), установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя исх. N 165-08/16 от 25.08.2016 (вх. Омского УФАС России N 6498 от 25.08.2016) на действия АО "Центральное конструкторское бюро автоматики" по проведению Запроса предложений.
Заявитель считает, что Заказчик осуществил размещение информации о проведении Запроса предложений с нарушением требований Федерального закона от 10.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в виду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Также в извещении, размещенном на официальном сайте, говорится о том, что "Остальные и более подробные условия запроса предложений содержатся в Документации о проведении запроса предложений", при этом сам файл документации не размещен Заказчиком на сайте, что не позволяет определить потребность закупаемых товаров, а также их потребительских и функциональных свойств.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Заявитель поясняет, что разработанное Заказчиком извещение о закупке не должно противоречить требованиям и нормам гражданского и антимонопольного законодательства с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам и недопустимости ограничения конкуренции и злоупотребления правом. Право Заказчика устанавливать особенности проведения закупочной процедуры не освобождает его от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В нарушение указанной нормы Заказчиком в извещении не предусмотрено размещение в единой информационной системе документации о проведении запроса котировок и разъяснений такой документации.
Также, по мнению Заявителя, некорректно отражен предмет запроса "Эри", что затрудняет поиск данной информации в сети Интернет.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.08.2016 N 05-5925 АО "ЦКБА" 31.08.2016 (вх. Омского УФАС России от 31.08.2016 N 6658) представлены возражения на жалобу Заявителя, согласно которым Ответчик с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений частью 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Положения о закупках АО "ЦКБА" (4 редакция), утвержденного Советом директоров АО "ЦКБА" 03.06.2016 (далее - Положение), положение обязательно для применения при проведении закупок на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд Общества, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Статьей 16 Положения предусмотрены виды процедур закупки и условия их использования.
Частью 11 статьи 16 Положения предусмотрена закрытая процедура закупки и установлен перечень случаев, при наличии которых Общество проводит закрытую процедуру закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 16 Положения, если сведения, содержащиеся в документации процедуры закупки, прямо или косвенно раскрывают характер и объемы производства ПВН, Заказчик принимает решение о проведении закрытой процедуры.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Положения, решение о целесообразности проведения закрытых процедур закупки принимается на основании соответствующего решения, принятого подразделением Общества, ответственного за защиту сведений, содержащих гостайну. При проведении закрытой процедуры закупки применяются нормы Положения о проведении соответствующей открытой процедуры.
В связи с тем, что АО "ЦКБА" является крупным предприятием и одним из основных направлений деятельности общества является работа в области государственного оборонного заказа РФ и своевременное обеспечение Заказчика микросхемами и полупроводниками не должно привести к срыву сроков выполнения государственного оборонного заказа, Заказчиком было принято решение провести закрытый запрос предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Положения, к участию в закрытой процедуре закупки допускаются только поставщики, приглашенные Обществом (Организатором), и/или аккредитованные поставщики, включенные в Реестр аккредитации Общества.
К участию были приглашены 8 поставщиков, которым были направлены письма-приглашения для участия в закрытой процедуре.
При проведении закрытой процедуры закупки допускается публикация сведений о закупке в извещении в обобщенной форме (часть 4 статьи 40 Положения).
11.08.2016 г. Общество разместило на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение о проведении закрытого запроса предложений N 250 от 11.08.2016 года на право заключения договора на поставку микросхем, полупроводников.
В извещении было указано, что способ закупки: закрытый запрос предложений (пункт 3 извещения) и Заказчик направляет поставщикам, приглашенным к участию в закупочной процедуре извещение, документацию о проведении Запроса предложений и проект договора (пункт 8 извещения).
В приглашении на участие в Запросе предложений участникам были направлены вышеперечисленные документы.
Пунктом 12 извещения предусмотрено, что остальные и более подробные условия Запроса предложений содержатся в документации о проведении запроса предложений.
В пункте 3.1.3. документации указано, что Заказчик обязуется в течение 3-х рабочих дней со дня получения запроса о разъяснении положений документации о проведении Запроса предложений, ответить на любой вопрос, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня окончания подачи предложений.
В соответствии с извещением:
- заявки на участие в закрытом Запросе предложений подаются до 17.00 часов 00 мин. (время Омское) 25 августа 2016 г.;
рассмотрение заявок на участие в закрытом Запросе предложений состоится 30 августа 2016 г. в 15 часов 00 мин. (время Омское);
- заседание Закупочной комиссии по оценке предложений участников и определение победителя закрытого Запроса предложений состоится 01 сентября 2016 г.
На момент окончания срока для подачи заявок на участие в закрытом Запросе предложений на право заключения договора на поставку микросхем, полупроводников поступила одна заявка.
В связи с получением от УФАС по Омской области уведомления о поступлении жалобы закупка Обществом была приостановлена.
Таким образом, АО "ЦКБА" считает, что Заказчиком не было допущено нарушений действующего законодательства о закупках при проведении рассматриваемой закупочной процедуры, а также не нарушен порядок размещения информации о проведении торгов, порядок подачи заявок на участие в торгах.
ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" участником закупки не являлось, что исключает возможность обжалования документации в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Ответчик просит в удовлетворении жалобы ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" на действия АО "ЦКБА" при проведении Запроса предложений отказать.
В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.08.2016 N 05-5925 Ответчиком представлены копии:
- Положения о закупках АО "Центральное конструкторское бюро автоматики";
- извещения о проведении закрытого Запроса предложений N 250 от 11.08.2016;
- документации о проведении закрытого Запроса предложений (N 31603982854);
- списка приглашенных к участию в Запросе предложений и писем-приглашений участникам.
3. В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции был объявлен перерыв с целью получения документов, подтверждающих/не подтверждающих, что работы (услуги), являющиеся предметом закупки, входят в состав ГОЗ.
После перерыва Ответчиком были представлены копии:
- договора N 277-83//1970/27 от 26.02.2013 на поставку продукции, заключенного между открытым акционерным обществом "Авиационная холдинговая компания "Сухой" и прикрепленного в качестве соисполнителя государственного оборонного заказа по Государственному контракту N3/4/1/2-12-ДОГОЗ от 25.02.2012 АО "ЦКБА";
- договора N 4509/27/14 от 02.12.2015, заключенного между АО "ЦКБА" и публичным акционерным обществом "Ростовский вертолетный производственный комплекс" (ПАО "Роствертол").
Из указанных договоров следует, что данная закупка попадает под действие Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, заслушав представителя Ответчика, Комиссия установила следующее.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пояснениям представителя Ответчика, закупка осуществляется в целях выполнения государственного оборонного заказа. Предметом закупки является поставка микросхем, полупроводников.
Так, из договора N 277-83//1970/27 следует, что АО "ЦКБА" прикреплено в качестве соисполнителя ГОЗ по Государственному контракту N 3/4/1/2-12-ДОГОЗ от 25.02.2012.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что данная закупка является составной частью работ, выполняемых в рамках Государственного оборонного заказа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу", функции контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного оборонного заказа переданы Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, за исключением лицензирования отдельных видов деятельности в указанной сфере, которое передано Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (ред. от 25.07.2016) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, на территории Сибирского федерального округа осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия решила:
направить по подведомственности жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" на действия АО "Центральное конструкторское бюро автоматики" по проведению закрытого запроса предложений на право заключения договора на поставку микросхем, полупроводников (извещение о проведении запроса предложений N 31603982854) с материалами дела N 05-04.1/84-16 в Новосибирское УФАС России для рассмотрения по существу в рамках полномочий по контролю в сфере государственного оборонного заказа (пункт 5 Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15).
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 сентября 2016 г. N 05-04.1/84-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016