Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 14 сентября 2016 г. N ИП-08/13083
Резолютивная часть решения оглашена: "31" августа 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено: "14" сентября 2016 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_>-[_];
Члены Комиссии <_>-[_];
<_>-[_],
рассмотрев дело N 08-185/2016 возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), в присутствии:
- представителя ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ" (422980, РТ, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. К.Маркса, дом 49, офис 1, ОГРН: 1141677001531, Дата присвоения ОГРН: 09.10.2014) <_> (доверенность N 4 от 01.08.2016 г.), установила:
На основании приказов Татарстанского УФАС России N 01/175-пр, N 01/176-пр от 18 мая 2016 г. проведена проверка по соблюдению антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района, Совета Камско-Устьинского муниципального района Республике Татарстан.
В процессе проведения проверки был проведен выездной мониторинг по Камско-Устьинскому муниципальному району Республики Татарстан.
В ходе проведения выездного мониторинга выявлено следующее.
По адресу: РТ, Камско-Устьинский муниципальный район, ул. Карла Маркса, 104, размещается рекламная конструкция с текстом следующего содержания: "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ; Выдача займов за 15 минут; 2 этаж", которая содержит признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Закона "О рекламе", в части отсутствия наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги.
На основании вышеизложенного Управлением было возбуждено настоящее дело.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация об ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ", которая распространяется на конструкции с текстом следующего содержания: "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ; Выдача займов за 15 минут; 2 этаж", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к финансовым услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Согласно части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о выдаче денежных средств. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
При этом в своих письменных пояснениях директор ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ" указал на то, что наименование и реквизиты ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ" расположены в правом нижнем углу рекламной конструкции, а также приложил фотографию рекламной конструкции в качестве доказательства.
Комиссия, повторно изучив фотографии рекламной конструкции, пришла к выводу, что информация о наименовании юридического лица, оказывающего финансовые услуги населению, присутствует в рекламе. Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю объективно воспринимать информацию о юридическом лице, оказывающего финансовые услуги и тем самым лишает потребителя его право на информацию, о том законно ли осуществляется оказание финансовых услуг.
Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений о юридическом лице, оказывающего соответствующие услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе наименование организации, оказывающей финансовые услуги населению указано не верно, так как по состоянию на 31.08.2016 г. согласно выписке из ЕГРЮЛ, наименование юридического лица, которое рекламирует свои услуги - ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ", однако в рассматриваемой рекламе указано наименование юридического лица - ООО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ".
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация о наименовании юридического лица выполнена столь мелким шрифтом, что не позволяет потребителю объективно воспринимать информацию о юридическом лице, оказывающего финансовые услуги и тем самым лишает потребителя его право на информацию, о том законно ли осуществляется оказание финансовых услуг.
Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.
Кроме того, у потребителя рекламной информации заведомо не имеется времени, с учетом установленного в практике делового оборота "правила трех секунд", в соответствии с которым потребитель устанавливает содержание рекламного сообщения в течение непродолжительного времени равняющегося примерно 3-4 секундам.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Использованный ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ" в рекламном тексте шрифт должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий или использование специальных технических средств по разглядыванию какой-либо ее части.
Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написано полно наименование юридического лица, лишают возможности потребителя получить полный текст (информацию) рекламы.
Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.
Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы финансовых услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.
Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов указанное наименование юридического лица, являющегося существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.
Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанного рекламного материала является ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ" (422980, РТ, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. К.Маркса, дом 49, офис 1, ОГРН: 1141677001531, Дата присвоения ОГРН: 09.10.2014), согласно разрешению N4 на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования, выданное Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района.
Из положений части 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламораспространитель и рекламодатель, т.е. ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную по адресу: РТ, Камско-Устьинский муниципальный район, ул. Карла Маркса, 104 с текстом следующего содержания: "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ; Выдача займов за 15 минут; 2 этаж", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Выдать ООО МФО "ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ" (422980, РТ, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. К.Маркса, дом 49, офис 1, ОГРН: 1141677001531, Дата присвоения ОГРН: 09.10.2014) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 сентября 2016 г. N ИП-08/13083
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016