Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 422-69Р (опубликовано 15 сентября 2016 г.)
РЕШЕНИЕ N 422-69р "08" сентября 2016 года город Воронеж дата оглашения резолютивной части Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии: В. Г. Попов - заместитель руководителя; члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. В. Бадерко - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 422-69р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ" (394038, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 17, комната 29, ИНН/КПП 3665080072/366501001) (далее по тексту - ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ") и Обществом с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОКРОВЛЯ" (394038, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 17, офис 34, ИНН/КПП 3664204487/366401001) (далее по тексту - ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ") требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ" (уведомлено надлежащим образом); в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ" по доверенности от 01.02.2016 года <_> (далее по тексту - <_>), установила: Воронежским УФАС России в ходе мониторинга рекламы 30 июля 2016 года выявлен факт распространения следующей информации: "ТЕПЛОКРОВЛЯ. Самые красивые кровли! 260-67-60 ул. Дорожная 17" и "ТЕПЛОКРОВЛЯ. Самый теплый утеплитель! 260-67-60 ул. Дорожная 17" (далее по тексту - рассматриваемая информация). Рассматриваемая информация размещена на рекламном щите, расположенном в непосредственной близости к дому 22б по улице Дорожная города Воронежа, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация размещена с помощью рекламного щита расположенного на улице, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются товары, реализуемые компаниями ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ" и ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ" - кровля и утеплитель.
08 августа 2016 года в отношении ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ" и ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ" вынесено определение о возбуждении дела N 422-69р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 08 сентября 2016 года.
23 августа 2016 года от ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ" поступило письменное Заявление (Вх. N 01-11/1667 от 23 августа 2016 г.) на определение о возбуждении дела N 422-69р от 08.08.2016 года (далее по тексту - Заявление). Согласно Заявлению "Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Теплокровля" заявляет: 1. Организация не осуществляет деятельность с 01 августа 2011 года. /_/ 2. Денежные средства на расчетном счете ООО "Торговый Дом "Теплокровля" 40702810913000050252 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк в г. Воронеже отсутствуют. 3. В связи с отсутствием деятельности и средств, организация не заказывала, не изготовляла, не распространяла и не размещала рекламу ни в какой форме в период с 01.08.2011 г. по настоящее время".
23 августа 2016 года от ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ" поступило письменное Объяснение (Вх. N 01-11/1668 от 23 августа 2016 г.) на определение о возбуждении дела N 422-69р от 08.08.2016 года (далее по тексту - Объяснение). Согласно Объяснению "коммерческий директор ООО "Теплокровля" не смог правильно оценить соответствие текстов в рекламе требованиям пункта 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" /_/ таким образом, он ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности и виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ".
В ходе рассмотрения дела представитель по доверенности <_> устно подтвердила позицию ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ", изложенную в Объяснении.
Ознакомившись с материалами дела, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "самый" "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использованы слова "Самые" и "Самый" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является именно ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ", так как данное Общество осуществляет деятельность под указанным в рекламе наименованием и по указанному в рекламе адресу.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ".
При этом согласно материалам дела Комиссия не усматривает нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в действиях ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ".
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п. 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ТЕПЛОКРОВЛЯ. Самые красивые кровли! 260-67-60 ул. Дорожная 17" и "ТЕПЛОКРОВЛЯ. Самый теплый утеплитель! 260-67-60 ул. Дорожная 17", размещенную на рекламном щите, расположенном в непосредственной близости к дому 22б по улице Дорожная города Воронежа (далее по тексту - ненадлежащая реклама), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно использованы слова "Самый" и "Самые" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение.
2. Выдать ООО "ТЕПЛОКРОВЛЯ" (ИНН 3664204487) предписание об устранении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе, а именно путем исключения из рекламы слов "Самый" и "Самые", либо путем указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение.
3. Прекратить производство по делу N 422-69р в отношении ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТЕПЛОКРОВЛЯ" (ИНН 3665080072), в связи с отсутствием в его действиях нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены Комиссии О. Г. Козинина
Н. В. Бадерко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 422-69Р (опубликовано 15 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016