Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 421-67Р (опубликовано 15 сентября 2016 г.)
РЕШЕНИЕ N 421-67р "08" сентября 2016 года город Воронеж дата оглашения резолютивной части Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии: В. Г. Попов - заместитель руководителя; члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. В. Бадерко - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 421-67р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (далее по тексту - ИП <_>) требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ИП <_> по доверенности от 17.08.2016 года <_> (далее по тексту - <_>), установила: Воронежским УФАС России в ходе мониторинга рекламы 21.07.2016 года выявлен факт распространения следующей информации: "ВСЕГДА СВЕЖЕЕ. ЛУЧШИЕ ЗАКУСКИ. ЛУЧШИЕ СОРТА ПИВА. РЫБА вяленая и копченая. РАЗЛИВНОЕ прямо с завода 20 сортов. БУТЫЛОЧНОЕ прямо со склада цены поставщиков. ЗАКУСКИ К ПИВУ" (далее - рассматриваемая информация) размещенной на павильоне "БИР МИР", расположенном в непосредственной близости к дому 148 по Ленинскому проспекту г. Воронежа, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация расположена на фасаде павильона, обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются товары, реализуемые в павильоне - пиво и закуски.
08 августа 2016 года в отношении ИП <_> вынесено определение о возбуждении дела N 421-67р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 30 минут (мск) 08 сентября 2016 года.
23 августа 2016 года от ИП <_> поступило письменное Объяснение N 2208 от 22.08.2016 года (далее по тексту - Объяснение) на определение о возбуждении дела N 421-67р от 08.08.2016 года. Согласно Объяснению по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ИП <_> факт нарушения признала.
08 сентября 2016 года на рассмотрении дела N 421-67р представитель по доверенности <_> подтвердила позицию ИП <_> устно.
Ознакомившись с материалами дела, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использованы слова "ЛУЧШИЕ" и "ЛУЧШЕЕ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> так как он (а) осуществляет деятельность в указанном павильоне.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п. 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ВСЕГДА СВЕЖЕЕ. ЛУЧШИЕ ЗАКУСКИ. ЛУЧШИЕ СОРТА ПИВА. РЫБА вяленая и копченая. РАЗЛИВНОЕ прямо с завода 20 сортов. БУТЫЛОЧНОЕ прямо со склада цены поставщиков. ЗАКУСКИ К ПИВУ" размещенной на павильоне "БИР МИР", расположенном в непосредственной близости к дому 148 на Ленинскому проспекте г. Воронежа (далее по тексту - ненадлежащая реклама), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно использование слова "ЛУЧШИЕ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение.
2. Выдать ИП <_> предписание об устранении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе, а именно путем исключения из рекламы слова "ЛУЧШИЕ", либо путем указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены Комиссии О. Г. Козинина
Н. В. Бадерко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 421-67Р (опубликовано 15 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016