Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N ИГ/41006 (опубликовано 13 сентября 2016 г.)
Главное отличие гипертекста от обычного текста заключается в том, что в обычном тексте ссылки пассивны и носят декларативный характер, а в гипертекстовым документе - активны, щелчок мыши заставляет браузер загрузить новый документ (или другую часть текущего) автоматически.
При активации на баннер "Rivalo" на сайте liveresult.ru пользователь сети
Интернет автоматически переходит на страницу букмекерской конторы "Rivalo", на которой ему предлагается сделать ставку и которая содержит обозначение "Rivalo", индивидуализирующее букмекерскую контору, осуществляющую деятельность на сайте в сети "Интернет" по адресу rivalo103.com/ru; наименование футбольных команд, участвующих в спортивном событии, информацию о коэффициентах "1 - 1,12, Х - 9,0, 2 -20", а также прямой призыв сделать ставку.
Реклама "Sportingbet" содержит обозначение "Sportingbet", индивидуализирующее букмекерскую контору, осуществляющую деятельность на сайте в сети "Интернет" по адресу ru.sportingbeteu25.com; наименования команд, участвующих в спортивном событии, информацию о коэффициентах "1.65 Х - 4.00, 4.50 - Х", а также прямой призыв сделать ставку.
Рекламный баннер "Fonbet" содержит обозначение "Fonbet", индивидуализирующее букмекерскую контору, осуществляющую деятельность на сайте в сети "Интернет" по адресу bkfon.ru/ru; наименования команд, участвующих в спортивном событии, а также призыв сделать ставку.
Таким образом, установлено, что реклама "Rivalo", "Sportingbet", "Fonbet" распространенная на сайте в сети "Интернет" по адресу liveresult.ru 2 является рекламой букмекерских контор, предлагающих заключение пари в сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Рассматриваемая реклама распространялась в сети Интернет на сайтах с открытым доступом, а равно была доступна неопределенному круга лиц-потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В настоящем случае объектом рекламирования выступают букмекерские конторы "Rivalo", "Sportingbet", "Fonbet".
Таким образом, спорная информация отвечает всем признакам рекламы, а именно: была распространена; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке.
Согласно части 2 статьи 27 Закон о рекламе, реклама основанных на риске игр, пари допускается только: в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов); в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о рекламе, требования части 2 статьи 27 Закона о рекламе применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления 3 деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.
Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Закон об азартных играх) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 4 Закона об азартных играх под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона об азартных играх, букмекерской конторой является игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об азартных играх, под пари понимается азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Закона об азартных играх, интерактивной ставкой являются денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр.
На основании изложенного распространение рекламы основанных на риске пари, а также букмекерских контор как игорных заведений в сети "Интернет" запрещено Законом о рекламе.
Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу оо том, что при распространении в сети "Интернет" по адресу liveresult.ru рекламы букмекерских контор"Rivalo", "Sportingbet", "Fonbet" установлено нарушение частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе, в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в 4 любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.
Согласно сведениям, предоставленным ООО "Регистратор доменов", администратором (владельцем) домена liveresult.ru является гр. <>
Положения статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливают, что сайтом в сети "Интернет" является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет". Доменным именем является обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
Владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Таким образом, <> является лицом, ответственным за распространение рекламы "Rivalo", "Sportingbet", "Fonbet", а равно в его действиях по распространению рассматриваемой рекламы установлено нарушение частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение рекламы, которая не побуждает к совершению противоправных действий, а также не призывает к совершению насилия и жестокости, предупреждения нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
5
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи <> предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать <> нарушившим требования частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе в связи с распространением в сети "Интернет" по адресу liveresult.ru ненадлежащей рекламы букмекерских контор "Rivalo", "Sportingbet", "Fonbet".
2. Выдать <> предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Заместитель руководителя И.С. Гудкова
Члены комиссии П.В. Олейник
Н.С. Уварова
Исполнитель: Уварова Н.С. (495) 784-75-05 (доб. 159) 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N ИГ/41006 (опубликовано 13 сентября 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.9.2016