Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 29 сентября 2016 г. N 105-ФАС22-Р/08-16
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 105-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники" ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", рекламодатель и рекламораспростанитель - гр. РФ С<_> (уведомлена надлежащим образом),
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом), установила:
15.07.2016 г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции "Кредитный субботник" Общероссийским общественным движением "Народный фронт "За Россию", направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. N168147 от 15.07.2016 г.) по факту размещения и распространения в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники" ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: "Займы под залог любого ликвидного имущества (земельные участки под посевную, коттеджи, здания, магазины, кафе, транспорт) <_> срочный выкуп долей, квартир с любыми проблемами Выполним все виды работ по благоустройству, строительству_ ТЕЛ. <_> Помощь в получении материнского капитала", в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
15.08.2016 г. Алтайским краевым УФАС России было возбуждено дело N 105-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении гр. РФ Г<_>
По представленным в антимонопольный орган документам установлено, что Г<_> изменила фамилию при замужестве на С<_>
29.09.2016 г. на заседании Комиссии гр. РФ С<> факт размещения рассматриваемой рекламы признала, пояснив, что без заключения трудового договора она работала в ООО "Единый центр финансирования материнского капитала". Распространяла рассматриваемую рекламную информацию в печатных СМИ, на странице социальной сети "Одноклассники" по просьбе директора ООО "Единый центр финансирования материнского капитала". В настоящее время страница удалена, информация не распространяется.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения гр.РФ С<_> дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
15.08.2016 г. антимонопольным органом установлен факт размещения и распространения в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники" рекламной информации: "Займы под залог любого ликвидного имущества (земельные участки под посевную, коттеджи, здания, магазины, кафе, транспорт) <_> срочный выкуп долей, квартир с любыми проблемами Выполним все виды работ по благоустройству, строительству_ ТЕЛ. <_> Помощь в получении материнского капитала" (акт N116).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге - займам под залог любого ликвидного имущества. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Согласно Выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, номер сотового телефона: <_> указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит номерной емкости ПАО "Мобильные Телесистемы" в Алтайском крае.
По информации, предоставленной ПАО "Мобильные Телесистемы" в Алтайском крае, договор на услуги связи с использованием абонентского номера <_> заключен с гр. РФ Г<_>
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.14 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с ч.7 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"
2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, граждане РФ не вправе выдавать займы под материнский капитал.
Гражданкой РФ С<_> разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по выдаче займов в антимонопольный орган не представлены.
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Реклама содержит информацию: "_помощь в получении материнского капитала _".
В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об оказываемой услуге "_помощь в получении материнского капитала _", а именно: какой вид услуг оказывается (юридическое консультирование, финансовое посредничество и.т.п.).
Таким образом, отсутствие части существенной информации о рекламируемой услуге: ".помощь в получении материнского капитала", может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Довод гр. РФ С<_> о том, что она распространяла рассматриваемую рекламную информацию по поручению директора ООО "Единый центр финансирования материнского капитала", антимонопольным органом не принимается, в связи с отсутствием доказательств.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспростарнитель, ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем и рекламораспространителем является гр. РФ С<_>
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения гр. РФ С<_> ч.14 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", а именно распространение рекламы финансовых услуг ("выдача займов под материнский капитал), лицом, не имеющим разрешение на осуществление оказываемых финансовых услуг.
Комиссией установлено, что по состоянию на 29.09.2016 г. гр. РФ С<_> нарушение ч.14 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" устранено (акт N145).
В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. N508, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42,47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу финансовых услуг: "Займы под залог любого ликвидного имущества (земельные участки под посевную, коттеджи, здания, магазины, кафе, транспорт) <_> срочный выкуп долей, квартир с любыми проблемами Выполним все виды работ по благоустройству, строительству_ ТЕЛ. <_> Помощь в получении материнского капитала", ненадлежащей.
2. Признать гр. РФ С<_> нарушившей требования ч.14 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 сентября 2016 г. N 105-ФАС22-Р/08-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016