Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 26 сентября 2016 г. N 1-00-1726/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
от заказчика - ОАО "МТ ППК":
в отсутствие:
ООО ЧОП "Калибр" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.09.2016 N ИШ/42580, уведомление о переносе рассмотрения жалобы от 21.09.2016),
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Калибр" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "МТ ППК" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах ОАО "МТ ППК" (реестровый N 31603944296, лот N 2) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Закупки размещено в ЕИС 29.07.2016. Дата окончания подачи заявок - 26.08.2016, дата подведения итогов - 13.09.2016.
В соответствии с протоколом N 1/ОКЭ-МТ ППК/2016/2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения договора оказания охранных услуг на объектах ОАО "МТ ППК" Лот N 2 заявке ООО ЧОП "Калибр" отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием квалификационному требованию конкурсной документации, а именно подпункту 2.4. пункта 2 Конкурсной документации.
В рамках заседания Комиссии Заказчиком даны письменные пояснения, согласно которым, основанием отклонения заявки Заявителя послужило предоставление участником в составе заявки 295 копий действующих удостоверений частного охранника и двух копий недействующих удостоверений (серия А N 438515 сроком действия до 25.04.2016; серия А N 110084 сроком действия до 11.03.2016), в то время как в соответствии с требованиями документации к участникам было предъявлено требование о наличии в штате квалифицированного персонала в количестве 297 человек, подтвержденных действующими удостоверениями.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Пунктом 2 Конкурсной документации установлены квалификационные требования, предъявляемые к участникам, а именно:
Участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления охранной деятельности по предмету конкурса, предусмотренной конкурсной документацией.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:
по Лоту N2, Лоту N3:
- действующую лицензию на право осуществления частной охранной деятельности, выданную в соответствии с законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (для частных охранных организаций), дающую право оказания следующих услуг:
1) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
2) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
либо
- документы, устанавливающие его право на предоставление услуг по охране в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", и/или Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (для охранных организаций иных форм собственности).
Документы, перечисленные в пункте 2.1 конкурсной документации, предоставляются в электронной форме и должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.
В силу пункта 2.2. Конкурсной документации участник должен иметь опыт оказания охранных услуг, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены лота без учета НДС, установленной в пункте 3.1 конкурсной документации.
В подтверждение опыта оказания охранных услуг участник в составе заявки представляет:
- документ по форме приложения N 10 к конкурсной документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.2 конкурсной документации;
и
- акты об оказании услуг;
и
- договоры оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями.
Согласно пункту 2.3 Конкурсной документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания охранных услуг по предмету конкурса:
по Лоту N 2:
- специальные средства (комплект наручники/ резиновая палка) не менее 74 единиц;
- автотранспорт (легковой автомобиль: имеющий не менее 4 пассажирских мест) не менее 3(трех) единиц;
- металлдетекторы не менее 3 единиц;
- фонари не менее 8 единиц;
- средства мобильной связи не менее 74 единиц;
Одновременно, в соответствии с пунктом 2.4 Конкурсной документации участник должен располагать квалифицированным персоналом:
- иметь в штате охранников не менее 296 человек, имеющих действующие удостоверения частного охранника не ниже 4 разряда и/или служебные удостоверения, выданные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Количество квалифицированного персонала в случае участия в двух и более лотах одновременно суммируется.
Документы, перечисленные в пунктах 2.2-2.4 конкурсной документации, представляются в электронной форме и могут быть сканированы с оригинала, нотариально заверенной копии или копии документа, заверенного подписью уполномоченного лица и печатью, при ее наличии.
В соответствии с пунктом 7.8.3 Конкурсной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае:
непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности;
несоответствия участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией требованиям;
невнесения обеспечения конкурсной заявки (если конкурсной документацией установлено такое требование);
несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе:
- конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями конкурсной документации);
- предложение о цене договора (цене лота) превышает начальную (максимальную) цену договора/цену лота (если такая цена установлена).
Таким образом, отсутствие в составе заявки подтверждения наличия в штате квалифицированного персонала в количестве 297 человек, подтвержденных действующими удостоверениями, является основанием для отклонения заявки претендента.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав положения Конкурсной документации, пришла к выводу о неправомерности включения в состав документации требования о подтверждении потенциальными участниками закупочной процедуры, на отборочной стадии, наличия в штате квалифицированного персонала в количестве 297 человек, подтвержденных действующими удостоверениями.
Вышеуказанное требование о предоставлении непосредственно при подачи заявки подтверждения наличия в штате квалифицированного персонала в количестве 297 человек, подтвержденных действующими удостоверениями, ограничивает возможность участия в закупке лиц, способных оказать услуги по предполагаемому договору, однако не включивших на момент подачи заявки в штат квалифицированного персонала именно в количестве 297 человек.
Данное обстоятельство накладывает на потенциальных участников Закупки дополнительные ничем не обоснованные ограничения.
Подтверждение наличия в штате квалифицированного персонала в количестве 297 человек должно подтверждаться непосредственно при заключении договора, обратное накладывает на потенциальных участников закупки безосновательное обязательство о приеме в штат сотрудников, ранее не привлекаемых для выполнения работ по иным договорам.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности установления требования о подтверждении потенциальными участниками закупочной процедуры наличия в штате квалифицированного персонала в количестве 297 человек, подтвержденных действующими удостоверениями.
Принимая во внимание факт включения в Конкурсную документацию необоснованного и неправомерного требования, Комиссия пришла к выводу о неправомерности отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
В связи с чем, основываясь на вышеуказанных обстоятельствах, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО ЧОП "Калибр"
420000, г. Казань, ул. Н. Столбова, д. 2
ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания"
(ОАО "МТ ППК")
107078, Москва, ул. Новорязанская, д. 18, стр. 21
ООО "ЭТП ГПБ"
117342, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 40
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1726/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.09.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 26.09.2016 по делу N 1-00-1726/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "МТ ППК" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах ОАО "МТ ППК" (реестровый N 31603944296, лот N 2) (далее - Конкурс), а именно:
1. Заказчику отметить протокол N 1/ОКЭ-МТ ППК/2016/2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на На право заключения договора оказания охранных услуг на объектах ОАО "МТ ППК" Лот N 2, протокол N 1/ОКЭ-МТ ППК/2016/2 рассмотрения и оценки конкурсных заявок, составленные в ходе проведения Конкурса.
2. Заказчику разместить в в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса.
3. Заказчику повторно рассмотреть заявки участников Закупки с учетом решения Комиссии от 26.09.2016 по делу N 1-00-1726/77-16.
4. Заказчику разместить вышеуказанные изменения в ЕИС.
5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 31.10.2016.
6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.11.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 сентября 2016 г. N 1-00-1726/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016