Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 21 сентября 2016 г. N 1-00-1709/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от заказчика - ГУП "Мосгортранс",
в отсутствие:
ООО "Авто-Академия", АО "ЕЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.09.2016 N ИШ/42249),
рассмотрев жалобу ООО "Авто-Академия" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта двигателей "МАН" подвижного состава эксплуатационных филиалов ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31603968271) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерных требований к участникам закупочной процедуры, а также в утверждении и размещении Заказчиком Аукционной документации, нарушающей требования действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Аукциона (далее - Положение), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 30.08.2016. Дата окончания подачи заявок - 15.09.2016, дата проведения аукциона - 21.09.2016.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Из текста жалобы Заявителя следует, что требование к участникам закупки, установленное в подпункте 6.1 пункта 8.9 Информационной карты Аукционной документации, противоречит пункту 14.2 Аукционной документации в части установления требования к опыту участников закупки в процентном соотношении с начальной (максимальной) ценой договора.
Вместе с тем, Заявителем также обжалуется требование к участникам Аукциона, установленное подпунктом 5.1 пункта 8.14 Информационной карты Аукционной документации, о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе реестра договоров, подтверждающего наличие у участника опыта поставки запасных частей для ремонта двигателей "MAN", ввиду того, что, по мнению Заявителя, невозможно установить, требуется опыт поставки оригинальных деталей или аналогов.
В соответствии с частью 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Обжалуемые действия Заказчика в части довода относительно установления требования о наличии у участников Аукциона опыта поставки запасных частей для ремонта двигателей "МАН" за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе в размере не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора, а также установление требования о предоставлении документа, подтверждающего наличие у участника опыта поставки запасных частей для ремонта двигателей "MAN" в составе заявки уже были предметом рассмотрения комиссии Московского УФАС России ранее, в рамках рассмотрения дела от 31.08.2016 N 1-00-1573/77-16.
Таким образом, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона по вышеуказанным доводам.
Вместе с тем, Заявителем обжалуется требование Аукционной документации о наличии складов на территории Москвы/Московской области общей площадью не менее 100 кв. м и предоставление в составе заявки копии свидетельства на право собственности на помещение или договора аренды помещения, либо иного правоустанавливающего документа, подтверждающего право владения/пользования участника закупки указанным помещением, в котором расположены складские помещения, необходимые для выполнения обязательств по договору, либо копии договора на обработку/хранение грузов.
Как было указано ранее, согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 14.2. Положения Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе: требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Вместе с тем, подпунктом 6.2. пункта 8.9. Информационной карты Аукционной документации (далее - Информационная карта) установлено требование о наличие складов на территории Москвы/Московской области общей площадью не менее 100 кв. м в соответствии с условиями разделов 3 и 4 договора либо наличие договорных отношений по оказанию участнику закупки услуг по обработке/хранению грузов.
Также, согласно подпункту 5.2. пункта 8.14 Информационной карты участником Аукциона в составе заявки должны быть представлены документы, в том числе: копия свидетельства на право собственности на помещение или договор аренды помещения, либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право владения/пользования участника закупки указанным помещением, в котором расположены складские помещения, необходимые для выполнения обязательств по договору, либо копию договора на обработку/хранение грузов.
При этом, пунктом 5 технического задания Аукционной документации установлен срок поставки товара: 10 календарных дней со дня направления Заявки Покупателем Поставщику.
Исходя из вышеуказанного, пункт 5 технического задания Аукционной документации устанавливает, что победитель закупочной процедуры обязан поставить товар в течение 10 календарных дней и данное обстоятельство не указывает на невозможность поставки товара победителем Аукциона при наличии склада не на территории Москвы/Московской области.
Таким образом Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование подпункта 6.2. пункта 8.9. Информационной карты о необходимости соответствия дополнительному требованию Заказчика о наличии складов на территории Москвы/Московской области общей площадью не менее 100 кв. м либо наличие договорных отношений по оказанию участнику закупки услуг по обработке/хранению грузов накладывает на потенциальных участников Аукциона дополнительные ничем не обоснованные ограничения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
При этом, в ходе заседания Комиссии Заказчик не смог пояснить обоснованность указанного требования.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании неправомерным и необоснованным установление требование подпункта 6.2. пункта 8.9. Информационной карты о наличии складов на территории Москвы/Московской области общей площадью не менее 100 кв. м либо наличие договорных отношений по оказанию участнику закупки услуг по обработке/хранению грузов, и, соответственно, отклонение участников Аукциона ввиду непредоставления подтверждения документа о наличии складов на территории Москвы/Московской области является неправомерным.
Учитывая изложенное, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 6.2. пункта 8.9. Информационной карты.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать вышеуказанный довод Заявителя обоснованным.
Кроме того, исходя из текста жалобы Заявитель также обжалует требование Аукционной документации о поставке товаров с определенным товарным знаком.
В соответствии с пунктом 1 части 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из вышеуказанного, Законом о закупках, а также Положением о закупках не предусмотрено ограничение права Заказчика на установление требования в Аукционной документации о поставке товаров с определенным товарным знаком.
Таким образом, Заказчик вправе установить требования в Аукционной документации о поставке товаров с определенным товарным знаком.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия признала довод Заявителя о неправомерности требования Аукционной документации о поставке товаров с определенным товарным знаком необоснованным.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки в части установления неправомерного требования о наличии складов на территории Москвы/Московской области общей площадью не менее 100 кв. м либо наличие договорных отношений по оказанию участнику закупки услуг по обработке/хранению грузов к участникам закупочной процедуры обоснованным, в части утверждения и размещения Заказчиком Аукционной документации нарушающей требования действующего законодательства необоснованной, в остальной части без рассмотрения.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 6.2. пункта 8.9. Информационной карты.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение антимонопольного законодательства не повлияло на права и законные интересы Заявителя (ООО "Авто-Академия" признано победителем по итогам закупочной процедуры).
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.09.2016 N ИШ/42249.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2016 г. N 1-00-1709/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016