Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 22 сентября 2016 г. N Т16/123
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия)
в присутствии представителей сторон
от Общества с ограниченной ответственностью "Бином" (далее - ООО "Бином", заявитель, Общество) Горшковой Е.В. (по доверенности N 14/16 от 01.09.2016), Пеплина И.А. (по доверенности N 12/16 от 01.09.2016), Варян А.М. (по доверенности N 11/16 от 01.09.2016), Пичкур О.М. (по доверенности N 13/16 от 01.09.2016),
от Западно-Сибирский банк ПАО "Сбербанк" (далее - заказчик) Хазина А.В. (по доверенности N 05-Д33 от 04.07.2014),
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т16/123 по жалобе ООО "Бином" на действия Западно-Сибирский банк ПАО "Сбербанк" при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспеченья на объектах Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (извещение N ЗСБ2016-0099(АО)). установила:
В Тюменское УФАС России 05.09.2016 г. поступила жалоба ООО "Бином" о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспеченья на объектах Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (извещение N ЗСБ2016-0099(АО)).
В частности, в жалобе заявитель выразил не согласие с действиями закупочной комиссии, принявшей решение об отклонении заявки Общества в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ООО "Бином" признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
В заседание Комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенного аукциона, а также письменные пояснения по жалобе заявителя, согласно которым заявка Общества была отклонена закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным Положением о закупке, а также документацией о закупке (п.3.1). Основанием для принятия комиссией указанного решения послужило то обстоятельство, что в составе заявки отсутствовал допуск СРО, а также не представлены документы, подтверждающих наличие транспорта).
Согласно Протокола заседания конкурсной комиссии N131-2а-16 от 25.08.2016 заявка ООО "Бином" была отклонена от участия в аукционе ввиду несоответствия п. 3.1 ТЗ.
Комиссия, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России", а также Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупках ОАО "Сбербанк России" (с изменениями N 1 от 24.01.2013 г.).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО "Сбербанк России" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Комиссией также установлено, что 03.08.2016 заказчиком извещением N ЗСБ2016-0099(АО) на официальном сайте http://utp.sberbank-ast.ru объявлено о проведении открытого электронного аукциона по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспечения на объектах Западно-Сибирского банка ПАО Сбербанк для нужд Западно-Сибирского банка ПАО Сбербанк.
До окончания установленного извещением срока подачи заявок (до 02.08.2016) на участие в указанном аукционе поступило 6 (шесть) заявок, в том числе и от ООО "Бином".
25.08.2016 г. конкурсная комиссия по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг рассмотрела заявки, поступившее на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в документации, по результатам чего был составлен протокол N 131-2а-16 от 25.08.2016.
Как усматривается из содержания указанного протокола, заявка ООО "Бином" была отклонена от участия в аукционе ввиду несоответствия п. 3.1 ТЗ, здесь необходимо отметить, что за данное решение проголосовали 6 членов комиссии и 1 против.
Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного аукциона, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Частью 1 ст. 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п.п. 9 п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).
Разделом 3.1 Технического задания установлены общие требования по оказанию услуг для обеспечение безаварийного функционирования оборудования и объектов банка.
Так, согласно раздела 3.1. Технического задания обслуживающая организация:
1. реализует меры организационно-технического характера, направленные на обеспечение безопасности людей; сохранности их жизни и здоровья; соответствия рабочих мест сотрудников Банка требованиям санитарных правил и норм, поддержание в работоспособном состоянии инженерных сетей и оборудования Банка;
2. для осуществления деятельности по обслуживанию инженерных систем нежилых зданий и сооружений имеет следующие коды ОКВЭД:
- 70.32.2 Управление эксплуатацией нежилого фонда
- 40.10.5 Деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей
- 40.30.5 Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей
- 45.3 Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.
Для участия в закупочной процедуре Исполнитель предоставляет выписку из ЕГРЮЛ с указанием необходимых кодов ОКВЭД.
3. Имеет допуск СРО на следующие виды работ:
3.1. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
3.1.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации*
3.1.2. Устройство и демонтаж системы отопления*
3.1.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения
3.1.4. Устройство системы электроснабжения*
3.1.5. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений*
3.2. Устройство наружных сетей водопровода
3.2.1. Укладка трубопроводов водопроводных
3.2.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
3.2.3. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
3.3. Устройство наружных сетей канализации
3.3.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
3.3.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
3.3.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
3.3.4. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
3.4. Устройство наружных сетей теплоснабжения
3.4.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
3.4.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
3.4.3. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
3.5 Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ
3.6. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1кВ включительно*
Для участия в закупочной процедуре Исполнитель предоставляет копию свидетельства о допуске СРО с указанием необходимых видов работ.
4. имеет регламентируемые действующим законодательством РФ лицензии, разрешения, свидетельства, материально-техническую базу, автомобильный транспорт, необходимый штат инженерно-технических работников и специалистов, прошедших обучение и аттестацию, действующие договора на оказание сопутствующих услуг (проведение измерений и испытаний в электроустановках, поверку средств измерений, т.п.) позволяющие обеспечить безаварийное функционирование инженерных сетей и оборудования Банка (техническое обслуживание, ремонт, ликвидация аварий инженерных систем Банка осуществляется согласно прилагаемым к техническому заданию срокам реагирования).
5. имеет опыт работы на рынке технического обслуживания и ремонта инженерных систем жизнедеятельности не менее 1 года.
Для участия в закупочной процедуре Исполнитель предоставляет копии рекомендательных писем, отзывов.
6. Наличие сервисных центров в г.Тюмень - 1 шт, Ишим - 1 шт, Тобольск - 1 шт, Заводоуковск - 1 шт.
Как пояснил представитель заказчика ООО "Бином" было отклонено от участия в аукционе в т.ч. за то, что не представило в аукционной заявке документы подтверждающие владение автотранспортом.
Вместе с тем, проанализировав п. 4 Раздела 3.1 Технического задания, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик не устанавливал требование о предоставлении конкретных документов в подтверждение наличия автомобильного транспорта.
Таким образом, заказчик не установив требование о предоставлении конкретного документа (например: ПТС, свидетельство о регистрации, договор аренды транспортного средства) ввел в заблуждение участников аукциона, что в свою очередь привело к неправомерному отклонению ООО "Бином" по данному основанию.
Здесь также необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень N 624).
Из анализа п. 4.4 Технического задания требования по организации Технического обслуживания и ремонта инженерных систем жизнеобеспечения (далее ТО и Р ИСЖ) являющегося приложением к аукционной документации установлено, что в перечень ремонтных работ входят работы, не включенные в Перечень N 624.
Соответственно, заказчик необоснованно предъявил к участникам закупки требование о представлении в составе заявки свидетельства саморегулируемой организации, поскольку характер выполняемых работ не свидетельствует, что таковые работы влияют на безопасность объекта и включены в Перечень N 624.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Бином" на действия на действия Западно-Сибирский банк ПАО "Сбербанк" при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспеченья на объектах Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (извещение N ЗСБ2016-0099(АО)) обоснованной.
Признать в действиях Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" и констатировать нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
3. Выдать Западно-Сибирскому банку ПАО "Сбербанк" обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений путем аннулировании аукциона в электронной форме по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспеченья на объектах Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (извещение N ЗСБ2016-0099(АО)).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N Т16/123
22.09.2016 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22.09.2016 по делу N Т16/123 о нарушении Западно-Сибирским банком ПАО "Сбербанк" действующего законодательства открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспеченья на объектах Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (извещение N ЗСБ2016-0099(АО)), предписывает:
1. Западно-Сибирский банк ПАО "Сбербанк" в срок до 14.10.2016 устранить нарушения части 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц путем аннулировании аукциона в электронной форме по выбору организации на оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем жизнеобеспеченья на объектах Западно-Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (извещение N ЗСБ2016-0099(АО)).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 сентября 2016 г. N Т16/123
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016