Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Хохолковой М.И. -
|
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело N 83/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Микрофинансовая организация "Микрокоммерц" (ИНН 4205279015, ОГРН 1134205027526, КПП 420501001, дата регистрации: 26.12.2013 г., юридический адрес: 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, стр. 41, оф. 27, далее по тексту - ООО "МФО "Микрокоммерц") о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") в присутствии представителя ООО "МФО "Микрокоммерц" <_> по доверенности N 01/2016 от 12.09.2016 г. (далее - <_>), установила:
10.05.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <_> (вх. N 1813э от 10.05.2016 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41 следующего содержания:
"ФинКасса МФО "Микрокоммерц" срочные займы от 0,5% до 25000 руб. без отказов и скрытых комиссий *по паспорту *жителям области т. 44-66-33 т. <> www.финкасса.рф".
По мнению заявителя, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Из ответа ПАО "Вымпел-Ком", представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. N 00135/16-ИСБ-КМР от 20.05.2016 г.), следует, что абонентский номер <> выделен ООО "Микрокоммерц" (ИНН 4205279015) на основании договора N 571871859 от 28.08.2015 г. Также из письменных пояснений следует, что абоненту <> подключена дополнительная услуга "Городской номер" и выделен номер 44-66-33.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий
Частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
27.06.2016 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 83/Р-2016 в отношении ООО "МФО "Микрокоммерц" и назначено к рассмотрению на 03.08.2016 г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "МФО "Микрокоммерц" заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
03.08.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 83/Р-2016 в отсутствие представителя ООО "МФО "Микрокоммерц", уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 03.08.2016 г. рассмотрение дела N 83/Р-2016 было отложено на 16.09.2016 г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "МФО "Микрокоммерц" заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
16.09.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО "МФО "Микрокоммерц" (исх. N 001/16 от 15.09.2016 г.), из которых следует, что вышеуказанная реклама содержит полную и достоверную информацию о предлагаемой услуге, раскрывает все существенные условия, оказывающие влияние на сумму расходов, которые могут понести потребители, воспользовавшись услугами ООО "МФО "Микрокоммерц", а также отражает дополнительные условия кредитования и сообщает о способах получения дополнительной информации об услуге. ООО МФО "Микрокоммерц", действуя в рамках закона, размещает добросовестную и достоверную рекламу и не имеет цели введения потенциальных потребителей в заблуждение.
Реклама ООО "МФО "Микрокоммерц", распространяемая на территории г. Кемерово, адресована неопределенному кругу лиц. Основной задачей указанной рекламы является информирование потребителей о предоставлении ООО "МФО "Микрокоммерц" кредитов. Указанная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса со стороны потребителей.
В рекламе ООО "МФО "Микрокоммерц" указаны контактные телефоны, а также WEB - страница ООО "МФО "Микрокоммерц", что подразумевает, в случае заинтересованности в получении и/или ознакомлении с условиями кредита, потребителям необходимо изучить, а также ознакомиться с интересующей информацией через WEB - ООО "МФО "Микрокоммерц" или позвонить по указанным в рекламе телефонам.
16.09.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 83/Р-2016 в присутствии представителя ООО "МФО "Микрокоммерц" <_> который пояснил, что в настоящее время вышеуказанная реклама демонтирована, ООО "МФО "Микрокоммерц" также не размещает рекламу иного содержания.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
10.05.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <_> (вх. N 1813э от 10.05.2016 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41 следующего содержания:
"ФинКасса МФО "Микрокоммерц" срочные займы от 0,5% до 25000 руб. без отказов и скрытых комиссий *по паспорту *жителям области т. 44-66-33 т. <> www.финкасса.рф".
По мнению заявителя, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Из ответа ПАО "Вымпел-Ком", представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. N 00135/16-ИСБ-КМР от 20.05.2016 г.), следует, что абонентский номер <> выделен ООО "Микрокоммерц" (ИНН 4205279015) на основании договора N 571871859 от 28.08.2015 г. Также из письменных пояснений следует, что абоненту <> подключена дополнительная услуга "Городской номер" и выделен номер 44-66-33.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы указано условие только о сумме займа и процентной ставке. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения, такие как срок займа и полная стоимость кредита в процентах годовых в тексте рекламы отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий
Частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с письмом с ФАС России от 31.07.2014 г. N АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг" к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы отсутствуют условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), такие как сроки потребительского кредита (займа), процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ООО "МФО "Микрокоммерц" (ИНН 4205279015).
Доказательств устранения нарушений ФЗ "О рекламе" ООО "МФО "МИкрокоммерц" представлено не было.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать ООО "МФО "Микрокоммерц" (ИНН 4205279015, ОГРН 1134205027526, КПП 420501001, дата регистрации: 26.12.2013 г., юридический адрес: 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, стр. 41, оф. 27), нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе", при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41.
2. Выдать ООО "МФО "Микрокоммерц" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
Е.Б. Каминская
М.И. Хохолкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 сентября 2016 г. N 09/8663
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016