Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 19 сентября 2016 г. N ЭА-1347/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВертикальМС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" при проведении электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ на объекте капитального строительства: "Реконструкция насосной станции N2 Петровско-Анастасиевской оросительной системы, Славянский район, Краснодарский край" (извещение N 0318100043316000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком допущены технические ошибки. В инструкции по заполнению заявки не указано, каким образом участникам трактовать символ "-".
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" проводился электронный аукцион "Выполнение подрядных работ на объекте капитального строительства: "Реконструкция насосной станции N2 Петровско-Анастасиевской оросительной системы, Славянский район, Краснодарский край" (извещение N 0318100043316000025).
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 914 140,00 рублей.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель указывает, что в требованиях к материалам в позиции 19 "песок" заявлено соответствие ГОСТ 8736-2014 и указан модуль крупности Мк Св. 2,0 до 3,0, при этом заявитель жалобы ссылается на ГОСТ, в котором указано, что песок средней группы имеет модуль крупности свыше 2,0 до 2,5.
По указанному поводу был запрос о даче разъяснений, согласно которому заказчик пояснил, что "значение показателя п. 19 "Песок" модуль крупности "Св. 2,0 до 3,0" сформирован на основании проектных решений, при этом предложение участника в соответствии с ГОСТ 8736-2014 свыше 2,0 до 2,5 соответствует предельным значениям вышеуказанного диапазона".
В "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации указано, что "ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация (в том числе требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ) может содержать иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию". Значение показателя п. 19 "Песок" модуль крупности "Св. 2,0 до 3,0" сформирован на основании проектных решений с учетом потребности заказчика. При этом диапазон модуля крупности по ГОСТ 8736-2014 находится в пределах значений диапазона, установленного заказчиком. В ответе на запрос заказчик пояснил, что формирование предложения участника в пределах диапазона заказчика со ссылкой на ГОСТ будет соответствовать значениям заказчика. В "Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" по пункту 19 указано, что товар должен соответствовать ГОСТ 8736-2014, поэтому участники закупки, формируя свое предложение, соотносят его с требованиями заказчика, но с учетом положений ГОСТ. При этом в пункте 19 "Сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" по модулю крупности заказчиком указано, что возможно указание диапазонного показателя. Таким образом, формируя свое предложение на основании ГОСТ, но в пределах диапазона, установленного заказчиком, участник закупки не нарушит порядок заполнения заявки.
Также заявитель указывает, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует какая-либо информация в отношении слов "свыше", "св" и "до", поясняем следующее. Словосочетания "свыше", "св" и "до" являются диапазонными показателями. При этом в каждом из таких случаев в графе "Показатель, ед.изм." "Сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" имеется формулировка с применением терминологии "диапазонного показателя". В "Инструкции по заполнению заявки" детально описан порядок заполнения заявки при наличии диапазонного показателя, установленного заказчиком. Кроме того, во всех пунктах сведений о товарах (материалах) указано о необходимости соответствия требуемых товаров, соответствующим ГОСТам.
Заявитель указывает, что в "Инструкции по заполнению заявки" сказано, что "Описание объекта закупки в графе "Показатель, ед.изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей.
Заказчиком на заседании Комиссии пояснено, что "в рассматриваемой формулировке заказчик обосновывает причины возможных вариаций показателей и их значений, которые фиксируются верхней или нижней границей. Данная формулировка не требует от участников закупки принятия каких-либо решений. Иными словами, это вводная, обзорная формулировка в Инструкции. При этом указанный абзац завершается разъяснительной инструкцией по заполнению заявки, а именно: "не менее" означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, "не более" - равно или меньше. Дальнейшие абзацы Инструкции дополняют указанную формулировку с приведением конкретных примеров".
ООО "ВертикальМС" в своей жалобе указывает, что в Инструкции по заполнению заявки отсутствует информация о том, каким образом участникам следует трактовать символ "-" (если в наименовании показателя отсутствуют слова "диапазон", "в пределах диапазона").
В графе "Показатель, ед.изм." "Сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" в каждом описанном заявителем жалобы случае с применением символа "-" указано, что товар должен соответствовать конкретному ГОСТу. Символ "-" означает наличие диапазона. При формировании своего предложения участник закупки должен проверить сведения о предлагаемых товарах (материалах) в соответствии с ГОСТ и указать их допустимые значения с учетом ГОСТа. В данном случае заказчиком не предъявляются какие-либо особые требования при формировании заявки, предоставляя участнику закупки самостоятельно оформить предложение в пределах диапазона с учетом требований ГОСТа. При этом ссылка заявителя жалобы на пункты "Сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении работ", где указан диапазон значений показателя, который не подлежит конкретизации, является несостоятельной, поскольку в данном случае заказчик ясно указал участникам закупки о невозможности конкретизации данного диапазона. Согласно Инструкции, "если в графе "Значения" значения показателей сопровождаются фразой "значение показателя не подлежит конкретизации", участник закупки в первой части заявки значение данного показателя не конкретизирует, переносит в свою заявку в неизменном виде". Рассмотренные варианты диапазонного значения показателей не являются противоречивыми, но являются разными случаями и индивидуализируется единственным образом только им присущими параметрами (значениями) согласно Инструкции.
Заказчиком не установлено требование к указанию конкретных значений показателей, определяемых по результатам испытаний.
Участники закупки имеют возможность подать заявку на участие в электронном аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, требований ГОСТов, а также разъяснений положений аукционной документацию.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "ВертикальМС" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100043316000025).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 сентября 2016 г. N ЭА-1347/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016