Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 23 сентября 2016 г. N 08/2103-16
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Виктория К." (далее - Заявитель, ООО "Виктория К."): Веремеевой В.А. (по доверенности от 01 сентября 2016 года),
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, ДИЗО, Уполномоченный орган): Аксенова А.В. (по доверенности от 16 сентября 2016 года N452), Глинкиной Е.В. (по доверенности от 19 сентября 2016 года N 455),
рассмотрев жалобу ООО "Виктория К." от 01 сентября 2016 года на действия (бездействие) Департамента в части оставления без рассмотрения заявления ООО "Виктория К." об утверждении плана границ земельного участка от 27 мая 2016 года, заслушав пояснения представителя Заявителя и представителей Департамента, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Согласно части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 403 (далее - Исчерпывающий перечень).
Пунктом 7.4 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), а также порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. В данные перечни с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Из указанной нормы следует, что при наличии на территории субъекта Российской Федерации, в силу определенных обстоятельств, особенностей осуществления градостроительной деятельности, Правительство субъекта Российской Федерации вправе разработать процедуры в сфере жилищного строительства, и по представлению высшего должностного лица субъекта такие процедуры могут быть включены в Исчерпывающий перечень.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ безусловно установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных и кадастровых отношений могут быть установлены нормативно-правовыми города Севастополя, однако такой нормативно-правовой акт должен быть согласован с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон об имущественных отношениях), для завершения строительства объектов капитального строительства, возведенных до 18 марта 2014 года и расположенных на земельных участках, находившихся в аренде или постоянном пользовании лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо, обладающее имущественными правами на объект незавершенного капитального строительства и (или) предоставившее документы, подтверждающие факт создания данного объекта капитального строительства и содержащие его описание, имеет право заключить договор аренды земельного участка, необходимого для окончания строительства и обслуживания данного объекта, без проведения торгов в порядке, установленном Правительством Севастополя.
Во исполнение указанной нормы Закона об имущественных отношениях, постановлением Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 года N1250-ПП был утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитут в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года (далее - Порядок о переоформлении права).
Согласно подпункту 9 пункта 7 Порядка о переоформлении права, внесенного постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2016 года N 12, основанием для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка является наличие в распоряжении уполномоченного органа документов, подтверждающих отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, с целью заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в пользование до 18 марта 2014 года, юридическому лицу необходимо получить утвержденный план границ земельного участка в порядке, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 10 апреля 2015 года N 277-ПП "Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка" (далее - Порядок утверждения плана границ).
Вместе с тем, прямое указание на необходимость предоставления плана границ земельного участка в составе подаваемых документов для заключения договора аренды, в Порядке о переоформлении права отсутствует.
Вышеизложенное обусловлено тем, что сведения о границах земельных участков, документы на которые оформлены до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Выданные государственными и иными официальными органами Украины правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки, расположенные на территории города федерального значения Севастополя, не содержат сведений о координатах характерных точек границ земельных участков, отвечающих требованиям к точности определения координат, характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, установленных Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке".
Таким образом, Правительство Севастополя реализовало, данное Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ право особого регулирования имущественных, градостроительных и кадастровых отношений путем принятия Постановлений N1250-ПП и N 277-ПП.
К такому выводу Комиссия Управления приходит, проанализировав Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 N 117-АПГ16-3 "Об оставлении без изменения решения Севастопольского городского суда от 07.12.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-ПП "Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка".
По своему конституционному статусу и силе воздействия на общественные отношения, Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ имеет высшую юридическую силу, что обусловлено, прежде всего, тем, что регулирует он наиболее важные общественные отношения и ключевые конституционные институты.
Помимо этого, частью 3 статьи 76 Конституции РФ установлено, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией.
Именно в силу указанных выше причин Комиссия Управления делает вывод о том, что нормы, установленные Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, в части касающейся установления особенного порядка регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в городе федерального значения Севастополь распространяются на Федеральные законы, в том числе и кодифицированные, которые регулируют общественные отношения в соответствующей отрасли права.
То есть, наличие в Федеральном конституционном законе N 6-ФКЗ нормы, закрепляющей особенность регулирования градостроительных, земельных и иных отношений (статья 12.1) такого элемента правовой нормы, который содержит дозволение правительству Севастополя устанавливать свои правила для регулирования рассматриваемых вопросов, а также предписания для неопределенного круга субъектов этих правоотношений безусловно исполнять такие нормы и считать их приоритетными над другими отраслевыми нормами, создает условия, при которых Комиссия Управления считает процедуры утвержденные Постановлениями Правительства N 1250-ПП и N 277-ПП такими, которые фактически подлежат использованию в качестве обязательных и санкционированных государством для применения в сфере жилищного строительства.
На основании вышеизложенного, учитывая особенности, закрепленные Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, Комиссия Управления рассматривает процедуру утверждения плана границ земельного участка как процедуру, связанную с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, являющуюся неотъемлемой составной частью градостроительного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 07 декабря 2016 года N ИА/69780/15, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные, отличные от обжалуемых, нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Кроме того, при принятии решения Комиссия разрешает вопросы о выдаче и содержании предписания, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения законодательства о градостроительной деятельности, в том числе о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы.
Дальнейшим рассмотрением дела по сути, Комиссия Управления установила, что 27 мая 2016 года ООО "Виктория К." обратилось в Департамент с заявлением об утверждении плана границ земельного участка, который был предоставлен Заявителю в аренду для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома до 18 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка утверждения плана границ, уполномоченный орган в течение 10 дней с момента получения заявления направляет экземпляры плана границ в Управление земельного контроля города Севастополя с целью согласования плана границ.
Согласно представленным Департаментом на заседание Комиссии Управления документам, 30 мая 2016 года план границ земельного участка ООО "Виктория К.", пл. Ластовая, 7 был направлен в адрес Управления земельного контроля города Севастополя.
Пунктом 3.4 Порядка утверждения плана границ установлено, что в течение 30 дней с момента получения экземпляров плана границ Управление земельного контроля города Севастополя обеспечивает рассмотрение плана границ, предоставляет заключение о согласовании (об отказе в согласовании) Плана и направляет экземпляры Плана и заключение в адрес уполномоченного органа. В случае согласования Плана уполномоченное должностное лицо Управления земельного контроля города Севастополя также скрепляет все страницы всех экземпляров Плана своей подписью, с указанием даты подписания, и печатью.
13 июля 2016 года Департаментом от Управления земельного контроля города Севастополя получен согласованный план границ земельного участка, с учетом замечаний, изложенных в заключении к плану границ земельного участка от 13 июля 2016 года N 711/03-16/ПГУ/16.
Согласно пункту 35 Порядка утверждения плана границ, Уполномоченный орган в течение 20 дней с момента получения экземпляров Плана и заключения Управления земельного контроля города Севастополя принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) Плана.
Таким образом, ответ Заявителю об утверждении (отказе в утверждении) Плана должен был быть направлен не позднее 02 августа 2016 года. Однако, из пояснений Заявителя, на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений о результатах рассмотрения заявления в адрес ООО "Виктория К." не поступало.
Комиссия Управления в ходе изучения документов, представленных ДИЗО в заседание Комиссии, установила, что 02 августа 2016 года непосредственным исполнителем (Стан М.В.) был подготовлен проект распоряжения об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:04:001002:197, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, пл. Ластовая, 7, площадью 2815 кв.м. 03 августа 2016 года проект распоряжения был подписан ответственным исполнителем начальником отдела землеустройства и учета земли Управления земельных отношений Чабаном Л.А.
Проект распоряжения также был согласован руководителями уполномоченных структурных подразделений Департамента (Герасимовым Е.В., Глинкиной Е.В.) 05 августа 2016 года.
Из пояснений заместителя директора Департамента - начальника Управления земельных отношений города Севастополя Глинкиной Е.В., данных в заседании Комиссии, установлено, что 14 сентября 2016 года проект распоряжения был подан на подпись исполняющему обязанности директора Департамента Кородченкову Р.Н., который указанное распоряжение не подписал, оставив рукописную собственноручно пометку "Не согласовано! Отказ! 14.09.2016 в 12-30".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Департаментом пункта 3.5 Порядка утверждения плана границ земельного участка.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "Виктория К." от 01 сентября 2016 года на действия (бездействие) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обоснованной.
2. Установить в действиях Департамента нарушение пункта 3.5 Порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 10 апреля 2015 года N 277-ПП.
3. Выдать Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедуры.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Департамента признаков административного правонарушения.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/2103-16
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном
статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
20 сентября 2016 года г. Севастополь
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частями 20, 22, 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 20 сентября 2016 года по делу N 08/2103-16 по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Виктория К." от 01 сентября 2016 года на действия (бездействие) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, предписывает:
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя:
в срок до 30 сентября 2016 года рассмотреть заявление ООО "Виктория К." от 27 мая 2016 года вх. N 05-вх/15157/2016 об утверждении плана границ земельного участка и принять решение по указанному заявлению в соответствии с положениями постановления Правительства Севастополя от 10 апреля 2016 года N 277-ПП "Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка" (с изменениями и дополнениями).
в срок до 30 сентября 2016 года подготовить и передать в правительство Севастополя предложения по устранению несоответствий постановления Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 года N 1250-ПП "Об утверждении Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" (с изменениями и дополнениями) и постановления Правительства Севастополя от 10 апреля 2016 года N 277-ПП "Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка" (с изменениями и дополнениями).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление не позднее 5 дней со дня его выполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание: в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 сентября 2016 г. N 08/2103-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016