Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 7 сентября 2016 г. N 06/6536
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов:
Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик) С. В. Шапки (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "АКИСТРОЙ" (далее - Заявитель) А. С. Меметовой (директор), И. В. Большедворова (по доверенности), Д. С. Меметова (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя от 26.08.2016 N 5 (вх. N2043/09 от 30.08.2016) на действия Закупочной комиссии Заказчика при проведении запроса предложений "Поставка дверей МДФ в комплекте" (извещение N 31603982386) (далее - Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) (далее также - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями) (далее также - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Закупочной комиссии Заказчика при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Закупочной комиссии Заказчика, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, установленным Заказчиком в документации Запроса предложений.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 31.08.2016 N 06/5913, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "Крымская железная дорога", документацией Запроса предложений.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", утвержденным приказом ФГУП "КЖД" от 25.02.2016 N_ВР-68/Н (далее - Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки запросом предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 10.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений;
3) дата и время окончания подачи заявок: 19.08.2016 в 13:00, дата и время рассмотрения заявок: 23.08.2016 в 18:00, дата и время подведения итогов: 23.08.2016 в 18:00;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 4 995 039,40 российских рублей;
5) на участие в Запросе предложений подано 5 заявок, из них 3 заявки признаны не соответствующими, в т.ч. заявка Заявителя;
6) победителем Запроса предложений признано ООО "Аллюр Трейдинг" с ценой предложенной договора 4 412 775,20 рублей.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений N15698 от 26.08.2016 (далее - Протокол рассмотрения) Закупочная комиссия Заказчика признала заявку под порядковым N2 (Заявитель) несоответствующей требованиям, установленным Заказчиком в документации Запроса предложений, по причине:
"_
8. Комиссия рассмотрела заявки, поданные на участие в закупке, и приняла решение:
Порядковый номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки на участие требованиям |
Обоснование решения |
2 |
Не соответствует требованиям |
Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки: - в нарушение требований Технического задания (Приложение N 5 Документации) отсутствуют документы подтверждающие качество либо Письмо Претендента о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации (в свободной форме) |
_" (цитата из Протокола рассмотрения).
Заказчик в документации Запроса предложений установил следующее: "_
4. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ, ОФОРМЛЕНИЮ,
СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
_
4.1. Форма заявки на участие в Запросе предложений
4.1.1. Для участия в Запросе предложений Участник закупки должен подготовить заявки на участие в Запросе предложений в соответствии с положениями настоящего раздела по формам, предусмотренным в разделе 7 настоящей закупочной документации. Все формы, представляемые Участником закупки, должны быть заполнены по всем пунктам.
4.2. Требования к оформлению Заявки на участие в Запросе предложений
_
4.2.4. Сведения, которые содержатся в заявке Участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
4.2.5. Участники закупки формируют заявку на участие в Запросе предложений в форме электронного документа в соответствии с требованиями электронной торговой площадки.
4.2.6 Заявка на участие в Запросе предложений должна содержать все документы, указанные в п. 4.3.1. В случае неполного представления документов, участник размещения заказа не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений в электронной форме.
_
4.3. Требования к содержанию и составу Заявки на участие в запросе предложений:
4.3.1. Участник закупки должен подготовить заявку, включающую:
- Опись документов составленной по Форме N 1
- Заявка на участие в запросе предложений, оформленная в соответствии с Формой N2.
- Анкета участника, оформляемая в соответствии с Формой N 3.
- Справка о соответствии участника закупки обязательным требованиям, установленным по п. 2.1 закупочной документации и в соответствии с Формой N 4.
- Заполненное техническое задание в соответствии с Приложением 5 документации.
_
Приложение N 5
Техническое задание
На запрос предложений N ___________ на поставку дверей МДФ в комплектедля нужд ФГУП "КЖД" в 2016году.
В заявке должны быть изложены условия, соответствующие требованиям данного технического задания, либо более выгодные для Заказчика. Техническое задание конкурсной документации является единым и неделимым
_
К заявке должны быть приложены следующие документы: копии сертификатов (деклараций) соответствия, действующий на поставляемые товары, подлежащие обязательной сертификации (заверенные печатью претендента и подписью уполномоченного лица) либо информационное письмо Претендента о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации (в свободной форме).
_" (цитаты из документации Запроса предложений).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем не предоставлено письмо о том, что предложенная продукция не подлежит обязательной сертификации (в свободной форме), указание "Не подлежит обязательной сертификации" в столбце Технического задания "Гост, ТУ (заполняется участником закупки)" не является надлежащим выполнением требования заказчика.
Вместе с тем, Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, копию заявки Заявителя под порядковым N2, установила, что в составе заявки Заявителя содержится "Сертификат соответствия NPOCC RU.AE10.Н06010 на двери внутренние из древесноволокнистых материалов, ГОСТ 475-78, ТУ 5361-001-42222401-2008, изготовитель: ЗАО "ПО "Одинцово", на предложенный в заполненном Техническом задании (согласно приложению N 5 к документации Запроса предложений) к поставке товар.
Кроме того, в Техническом задании заявки Заявителя указано: "_
N п/п |
Наименование продукции |
Гост, ТУ (заполняется участником закупки) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Полотно дверное МДФ _ |
ТУ 5361-001-42222401-2008 |
2 |
Коробка деревянная 2050*100*22 Цветовая гамма -Каштан, Ясень, Золотая ольха |
Не подлежит обязательной сертификации- |
3 |
Порог 100*22 Цветовая гамма -Каштан, Ясень, Золотая ольха |
Не подлежит обязательной сертификации |
4 |
Наличник МДФ 2150*70*8 Цветовая гамма -Каштан, Ясень, Золотая ольха |
Не подлежит обязательной сертификации |
5 |
Петля накладная 100 мм золото/латунь |
Не подлежит обязательной сертификации |
6 |
Замок в сборе с ручкой золото/латунь |
Не подлежит обязательной сертификации |
_" (цитата из заявки Заявителя).
Учитывая изложенное, Комиссия, выслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что действия Закупочной комиссии Заказчика по признанию заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации Запроса предложений, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, Положения о закупках, документации Запроса предложений и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Таким образом, доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
Вместе с тем, Комиссия, изучив документацию Запроса предложений не установила наличия в ней требований о необходимости предоставления участниками сведений об обязательной сертификации либо отсутствии таковой, конкретно, на комплектующие части дверей.
Заказчик в документации Запроса предложений указал "_К заявке должны быть приложены следующие документы: копии сертификатов (деклараций) соответствия, действующий на поставляемые товары, подлежащие обязательной сертификации (заверенные печатью претендента и подписью уполномоченного лица) либо информационное письмо Претендента о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации (в свободной форме)". Предметом закупки является "Поставка дверей МДФ в комплекте", т. е. определен товар - двери.
При этом Закупочная комиссия Заказчика при рассмотрении и оценке заявок участников устанавливает факт наличия/отсутствия в составе заявки копий сертификатов (деклараций) соответствия на комплектующие части закупаемого товара - двери МДФ либо информационного письма участника о том, что комплектующие части закупаемого товара (двери МДФ) не подлежат обязательной сертификации.
Кроме того, Заказчиком в документации Запроса предложений не предусмотрено каким образом участнику указывать сведения "о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации (в свободной форме)" - отдельным письмом либо возможно указать при заполнении Технического задания, к примеру, как указал Заявитель в столбце "Гост, ТУ (заполняется участником закупки)".
Вместе с тем, в случае отсутствия в составе заявки участника указанных документов либо ненадлежащее, по мнению Закупочной комиссии Заказчика, они предоставлены (указаны в разделе Технического задания заявки), Закупочная комиссия Заказчика признает такие заявки участников не соответствующими требованиям документации Запроса предложений и отклоняет.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к составу и заполнению заявки на участие в Запросе предложений, что вводит участников закупки в заблуждение, нарушают требования пунктов 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Положения о закупках, документации Запроса предложений и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Закупочной комиссии Заказчика нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Признать Заказчика нарушившим требования пунктов 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
4. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика выдать предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках.
5. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N 06/2040-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 31.08.2016 N 06/5913.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание по делу N 06/2040-16 об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
07.09.2016 |
г. Симферополь |
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 07.09.2016 по делу N 06/2040-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "АКИСТРОЙ" от 26.08.2016 N 5 (вх. N2043/09 от 30.08.2016) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений "Поставка дверей МДФ в комплекте" (извещение N 31603982386) (далее - Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), предписывает:
1. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика отменить Протокол оценки заявок на участие в запросе предложений N15698 от 26.08.2016, Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе предложений N15698 от 26.08.2016, Протокол подведения итогов запроса предложений N15698 от 26.08.2016 (далее - Протоколы), уведомить участников, подавших заявки на участие в Запросе предложений об отмене Протоколов и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
2. Заказчику:
- вернуть участникам Запроса предложений заявки, поданные на участие в Запросе предложений;
- привести документацию Запроса предложения в соответствие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" и с учетом решения от 07.09.2016 по делу N 06/2074-16, и разместить измененную документацию Запроса предложения на официальном сайте;
- назначить новые дату и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, дату и время рассмотрения, оценки заявок на участие в Запросе предложений, дату и время подведения итогов Запроса предложений, а также разместить данную информацию на официальном сайте. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации Запроса предложений.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки уведомить участников, подавших заявки на участие в Запросе предложений, в том числе Заявителя, о новых дате и времени подачи заявок на участие в Запросе предложений, рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений и подведения итогов Запроса предложений.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика возможность выполнить пункты 1, 2 настоящего предписания.
5. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее определение победителя Запроса предложений в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", документации Запроса предложения и с учетом решения от 07.09.2016 по делу N 06/2040-16.
6. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 10.10.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
7. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов от 31.08.2016 N 06/5913.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 сентября 2016 г. N 06/6536
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016