Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 8 сентября 2016 г. N ТГ-08-02/2016-97Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти - <_> члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок, <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2016-97Ж по жалобе ООО "НПК НТО" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - Заказчик), закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений по осуществлению закупки оборудования для бестраншейной замены трубопроводов (извещение N 31603947140, далее - Запрос предложений),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя Заявителя - <_> (доверенность от 22.08.2016 г. б/н),
представителя Заказчика - <_> (доверенность от 30.08.2016 г. N 173/111-15), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 22.08.2016 г. поступила жалоба ООО "НПК НТО" на действия Заказчика и закупочной комиссии по проведению открытого запроса предложений по осуществлению закупки оборудования для бестраншейной замены трубопроводов (далее - Закупочная комиссия).
Содержание жалобы Заявителя:
Заявитель обжалует действия Заказчика по установлению в документации о Запросе предложений технических требований к оборудованию (о способе замены труб - ударно-импульсный с использованием пневмомолота), а также действия Закупочной комиссии по отклонению заявки, поданной ООО "НПК НТО".
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласился, считает доводы жалобы необоснованными, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 29.08.2016 г. исх.N 9576/106-06, от 08.09.2016 г. исхN 10062/106-06.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.
01.08.2016 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение N 31603947140 и документация о Запросе предложений на поставку оборудования для бестраншейной замены трубопроводов. Максимальная (начальная) цена установлена в размере 1 590 168,00 рублей.
Согласно протоколу совещания по рассмотрению заявок N 31603947140 - 01 от 18.08.2016 г. для участия в закупке поданы 2 заявки от участников закупки ООО фирма "Комбест" (порядковый номер заявки 1), ООО "НПК НТО" (порядковый номер заявки 2). В соответствии с указанным протоколом по результатам рассмотрения заявок Закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО "НПК НТО" на основании подпункта 4 пункта 4.8.2.3 закупочной документации.
Согласно протоколу совещания по рассмотрению заявок N 31603947122 - 01 от 18.08.2016 г. Закупочной комиссией принято решение о признании победителем участника закупки ООО фирма "Комбест", а также о заключении договора с указанным участником закупки.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) определено, что основной целью Закона о закупках является своевременное и полное удовлетворение нужд заказчика и эффективное расходование средств.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы осуществления закупочной деятельности закреплены в пункте 2.2 Положения о закупках МУП г. Ижевска "Ижводоканал", утверждённого приказом директора от 26.03.2012 г. N 198 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Положения Закона о закупках не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и его характеристик; заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с собственными потребностями.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках технические требования к товару - оборудованию для бестраншейной замены трубопроводов, приобретаемому Заказчиком в рамках проведения Запроса предложений, указаны в приложении N 2 "Техническое задание на поставку оборудования для бестраншейной замены трубопроводов" к документации о Запросе предложений.
N п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во, шт |
1 |
Оборудование для бестраншейной замены трубопровода |
1 |
Технические характеристики:
Наименование |
Значение |
Энергия единичного удара, Дж |
не менее 180 |
Давление сжатого воздуха, Мпа |
0,6 |
Расход воздуха, м3/мин |
до 15 |
Диаметр пневмомолота, мм |
130 |
Диаметр заменяемых труб, мм |
100-150 |
Комплектация:
Наименование |
Количество |
Единица измерения |
пневмомолот |
1 |
шт. |
Расширитель с передней подтяжкой диаметром 160, мм |
1 |
шт. |
Ключи трубные для расширителей диаметром 160, мм |
2 |
шт. |
Пневматическая лебедка |
1 |
шт. |
Анкерное устройство |
1 |
шт. |
ЗИП к пневмомолоту |
1 |
комплект |
Рукав Ду 25 с разъёмами |
40 |
м |
Рукав Ду 38 с разъёмами |
60 |
м |
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что технические характеристики закупаемого оборудования сформулированы в документации о Запросе предложений на основании существующей технологии бестраншейных замен водопроводных труб с учётом физического состояния водопроводной сети и мест размещения. Представитель Заказчика пояснил, что принципиально важной характеристикой оборудования является давление сжатого воздуха - 0,6 Мпа.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в документации о Запросе предложений требования к техническим характеристикам товара, потребность в котором имеется у Заказчика, являются уникальными и соответствуют товару одного поставщика (производителя).
Заявителем также не представлены доказательства того, что установление Заказчиком в документации о Запросе предложений требований к техническим характеристикам товара, указанным в приложении N 2 "Техническое задание на поставку оборудования для бестраншейной замены трубопроводов" к документации Запросе предложений, влечёт за собой ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельства, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным довод Заявителя о том, техническим требованиям к оборудованию (о способе замены труб - ударно-импульсный с использованием пневмомолота) соответствует товар одного поставщика (производителя).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 7.12.1 Положения о закупках отбор участников запроса предложений проводится из числа потенциальных участников запроса предложений, своевременно подавших заявки на участие в запросе предложений. В рамках отбора Закупочная комиссия проверяет поданные заявки для участия в запросе предложений на соответствие установленным требованиям и условиям приглашения к участию в запросе предложений и закупочной документации, в частности:
а) наличие, действительность, правильность оформления требуемых документов;
б) соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий договора;
в) соответствие обеспечения исполнения обязательств участника запроса предложений в связи с подачей заявки на участие в запросе предложений, если требовалось.
В соответствии с пунктом 7.12.3 Положения о закупках в случае если заявка потенциального участника запроса предложений не отвечает какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1 Положения о закупках, его заявка отклоняется.
Согласно пункту 5.3.1 документации о Запросе предложений подготовка и подача поставщиками альтернативных предложений, касающихся отдельных элементов основного технико-коммерческого предложения, условиями Запроса предложений невозможна.
В соответствии с пунктом 4.8.2.3 документации о Запросе предложений по результатам проведения отборочной стадии Комиссия по запросу предложений отклоняет предложения, которые:
не отвечают требованиям к оформлению документации по Запросу предложений;
поданы поставщиками, которые не отвечают требованиям документации по Запросу предложений;
поданы поставщиками, не предоставившими документы, требуемые настоящей документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения о поставщике или о предлагаемой им продукции;
содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящей документации по Запросу предложений;
содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки (влияющие на суть предложения поставщика), с исправлением которых не согласился поставщик.
Рассмотрев заявку, поданную для участия в Запросе предложений участником закупки ООО "НПК НТО", Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что заявка указанного участника закупки содержала предложение об оборудовании, технические характеристики которой не соответствуют требованиям документации о Запросе предложении, а именно требованию к давлению сжатого воздуха - 0,6 Мпа (в заявке ООО "НПК НТО" предложена бензиновая гидростанция в комплекте, рабочее давление - 70 Мпа).
При таких обстоятельствах, когда продукция, предложение о которой содержалось в заявке участника закупки ООО "НПК НТО" не соответствовала требованиям документации о Запросе предложений, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что решение об отклонении заявки участника закупкиООО "НПК НТО" принято Закупочной комиссией в соответствии с Положением о закупках и не противоречит требования Закона о закупках.
На основании изложенного Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным довод жалобы Заявителя о незаконном отклонении Закупочной комиссией заявки участника закупки ООО "НПК НТО".
Рассмотрев заявку участника закупки
Согласно извещению о проведении Запроса предложений, а также пункту 2.1 документации о Запросе предложений Заказчиком установлено требование к сроку поставки продукции - в течение 60 календарных дней с даты заключения договора.
Заявка участника закупки ООО фирма "Комбест" содержала предложение о поставке продукции в течение 85 календарных дней с даты заключения договора, что не отвечает требованиям документации о Запросе предложений.
На основании подпункта 4 пункта 4.8.2.3 документации о Запросе предложений, а также пункта 7.12.3 Положения о закупках заявка участника закупки ООО фирма "Комбест" подлежала отклонению.
Действия Закупочной комиссии попринятию решения о признании победителем участника закупки ООО фирма "Комбест" нарушают требования пункта 7.12.3 Положения о закупках, а также часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Действия Закупочной комиссии по определению победителя Запроса предложений не в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о закупках, являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией Удмуртского УФАС России в действиях Заказчикаустановлено следующее нарушение Закона о закупках.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Протокол совещания по рассмотрению заявок N 31603947140 - 01, содержащий информацию о решении Закупочной комиссии в отношении заявок участников закупки ООО "НПК НТО" и ООО фирма "Комбест", подписан членами Закупочной комиссии 18.08.2016 г. Представленный в материалы дела протокол совещания по рассмотрению заявок N 31603947140 - 01 размещён Заказчиком в единой информационной системе 26.08.2016 г., то есть более чем через три дня со дня подписания, что является нарушением требований части 4 статьи 12 Закона о закупках и содержит признаки административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "НПК НТО" на действия заказчика - МУП г. Ижевска "Ижводоканал", закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений по осуществлению закупки оборудования для бестраншейной замены трубопроводов (извещение N 31603947140) необоснованной.
2. Признать закупочную комиссию заказчика - МУП г. Ижевска "Ижводоканал" нарушившей пункт 7.12.3 Положения о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Признать заказчика - МУП г. Ижевска "Ижводоканал" нарушившим часть 4 статьи 12 Закона о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УАФС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика - МУП г. Ижевска "Ижводоканал".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии: |
___________ <_>
|
Члены Комиссии: |
___________ <_> ___________ <_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 8 сентября 2016 г. N ТГ-08-02/2016-97Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016