Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 6 сентября 2016 г. N 2-7569-16/6
Резолютивная часть решения оглашена "23" августа 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "06" сентября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): заместителя руководителя Самарского УФАС России Клинковой Ю.А., начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Тишиной Н.В., главного специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Суровушкина И.М.,
рассмотрев дело N 2-7569-16/6 по признакам нарушения ООО "Меридиан" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при установлении платы по договору эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования,
в присутствии на заседании представителя ООО "Меридиан" Л. Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 05.05.2016 г. N б/н, К. И.Н. на основании доверенности от 07.06.2016 б/н, представителя ООО "Нестле Россия" Б. П.М. на основании доверенности от 07.06.2016 N 20-2016, установила:
В Самарское УФАС России поступило заявление ООО "Нестле Россия" о нарушении ООО "Меридиан" антимонопольного законодательства при оказании услуг по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.
Как следует из содержания заявления, ООО "Меридиан" принадлежит на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 2289 м (от места примыкания железнодорожного пути необщего пользования ООО "Нестле Россия" и железнодорожного пути необщего пользования ООО "Меридиан" до места примыкания нецентрализованным стрелочным переводом N 91 к 11 пути станции Средневолжская Куйбышевской железной дороги). По мнению заявителя, ООО "Меридиан" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по подаче, уборке, перемещению вагонов, аренде подъездных железнодорожных путей, принадлежащих ООО "Меридиан", и необоснованно завышает цену на указанные услуги.
По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Самарское УФАС России приняло решение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО "Меридиан" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 23.05.2016 г. N 53.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Из материалов дела следует, что между ООО "Меридиан" и ООО "Нестле Россия" заключен договор от 11.12.2014 г. N SM_RNT111214PIV01 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В соответствии с пунктом 4.1 вышеуказанного договора оплата за право эксплуатации и за содержание, пользование железнодорожного пути необщего пользования производиться Контрагентом Ветвевладельцу ежемесячно (за количество календарных дней в месяце) в сумме 750833,00 (Семьсот пятьдесят тысяч восемьсот тридцать три) рубля 00 копеек плюс НДС 18%.
В соответствии с платежными документами, выставленными ООО "Меридиан" в адрес ООО "Нестле Россия", Обществом применяется тариф на услуги по эксплуатации пути необщего пользования в размере 750 833 руб. При этом, акты выполненных работ и счета на оплату услуг не отражают фактического объема оказанных услуг. Цена в размере 750833 руб. не определена ООО "Меридиан" исходя из количества пройденных вагонов.
Таким образом, установлено, что данный тариф является фиксированным, не дифференцируется в зависимости от количества вагонов и взимается ООО "Меридиан" ежемесячно.
Правовое регулирование порядка ценообразования на услуги по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования в Самарской области осуществляется в соответствии с Порядком декларирования повышения тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм, за исключением федерального железнодорожного транспорта, утвержденным Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 29.09.2006 г. N 32-Т (далее - Порядок декларирования).
Приложением N 1 к Порядку определено, что повышение тарифов на эксплуатацию железнодорожного пути (использование железнодорожных путей сторонними организациями, имеющее нерегулярный характер) подлежит обязательному декларированию.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка в случае первичного установления организацией тарифов, поправочных коэффициентов к ним локальным актом организация в течение 5 рабочих дней направляет в министерство уведомление по форме согласно приложениям 3, 4 к настоящему Порядку соответственно.
Письмом от 14.01.2014 N 430 ООО "Меридиан" в адрес Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области направило уведомление о первичном установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути в размере 10000 руб./вагон (без НДС).
Как указывает заявитель, названный размер тарифа является необоснованным и установлен ООО "Меридиан" в результате злоупотребления доминирующим положением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Вместе с тем, с 04.07.2016 г. вступили в законную силу изменения в статью 5 Закона о защите конкуренции, касающиеся круга субъектов, чье положение может быть признано доминирующим на том или ином товарном рынке (Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Так, в соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:
1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;
2) финансовой организации;
3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;
5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Таким образом, квалифицирующими признаками нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются:
- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином товарном рынке;
- наступление (угроза наступления) неблагоприятных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями (участниками) ООО "Меридиан" являются физические лица. Кроме того, в материалы настоящего дела ООО "Меридиан" представлены документы, содержащие бухгалтерскую (финансовую) отчетность Общества за 2015 год. В соответствии с указанными документами, выручка Общества от осуществляемой им предпринимательской деятельности за 2015 год не превышает 400 миллионов рублей. При этом, как следует из материалов дела, ООО "Меридиан" в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, не входит.
Таким образом, принимая во внимание положения части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение ООО "Меридиан" не может быть признано доминирующим.
В связи с изложенным, запреты, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на рассматриваемые действия ООО "Меридиан" не распространяются.
При указанных обстоятельствах, в действиях ООО "Меридиан" по установлению стоимости услуг по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Комиссией не усматривается.
Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "Меридиан" отсутствует.
2. Рассмотрение дела N 2-7569-16/6 по признакам нарушения ООО "Меридиан" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
3. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии: Ю.А. Клинкова
Члены Комиссии: Н.В. Тишина
И.М. Суровушкин
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 сентября 2016 г. N 2-7569-16/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.9.2016