Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 14 сентября 2016 г. N Р16/39
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<_>
<_> |
- заместитель начальника отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,
|
рассмотрев дело N Р16/39, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
В отсутствие:
- заявителя <_> (уведомлена надлежащим образом);
- ответчика ИП <_> (уведомлен надлежащим образом), установила:
В Тюменское УФАС из МКУ "Комитет по рекламе" поступило обращение <_> о размещении на рекламной конструкции по адресу - г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, рекламы, следующего содержания: "Новинка Ижевского пивзавода "Гамбринус" Гамбринус светлое Алк. - 4,0% Плотность - 11% Светлое разливное из импортного солода и ароматического хмеля с хмелевой горечью. Гамбринус темное Алк. - 5,2% Плотность - 15% Темное разливное со вкусом темного, карамельного солода, квасным суслом и хмелевой горечью Чешский Сватек бархатное Алк. - 4,1% Плотность - 12% Темное разливное из темного, карамельного, шоколадного солода с приятной горчинкой ржаного хлеба и хмелевым ароматом. Венское разливное Алк. - 4,2% Плотность - 11% Светлое разливное сваренное на венском солоде, слегка прожаренном, поэтому обладает янтарным или даже бронзовым цветом и солодовым вкусом. Элитное крепкое 6,6% Алк. - 6,6% Плотность - 18% Светлое разливное, со вкусом солодового напитка с тонким хмелевым ароматом, горечью и винным привкусом. BIER WEICHES Красное Алк. - 4,1% Плотность - 12% Красное темное разливное из темного, карамельного и шоколадного солода со сладким вкусом и солодовым ароматом. Гоблин Бир Алк. - 4,0% Плотность - 11% Светлое пиво с высокой пеной, очень легкое, со слабым зерновым ароматом, небольшой газацией и горечью. Гамбринус", содержащей признаки нарушения требований рекламного законодательства.
Определением NР16/39-01 от 14.06.2016 г. было возбуждено дело NР16/39 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В рассматриваемой рекламе, размещенной на рекламной конструкции, по адресу - г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к алкогольной продукции, реализуемой ИП <_>Таким образом, информация, размещенная на рекламной конструкции, по адресу - г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе" и является рекламной, где объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая ИП <_>
Актом осмотра от 09.06.2016 г. установлено, что по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100 на внешней стене здания, размещена рекламная конструкция магазина "Светлое & Темное", следующего содержания: "Новинка Ижевского пивзавода "Гамбринус" Гамбринус светлое Алк. - 4,0% Плотность - 11% Светлое разливное из импортного солода и ароматического хмеля с хмелевой горечью. Гамбринус темное Алк. - 5,2% Плотность - 15% Темное разливное со вкусом темного, карамельного солода, квасным суслом и хмелевой горечью Чешский Сватек бархатное Алк. - 4,1% Плотность - 12% Темное разливное из темного, карамельного, шоколадного солода с приятной горчинкой ржаного хлеба и хмелевым ароматом. Венское разливное Алк. - 4,2% Плотность - 11% Светлое разливное сваренное на венском солоде, слегка прожаренном, поэтому обладает янтарным или даже бронзовым цветом и солодовым вкусом. Элитное крепкое 6,6% Алк. - 6,6% Плотность - 18% Светлое разливное, со вкусом солодового напитка с тонким хмелевым ароматом, горечью и винным привкусом. BIER WEICHES Красное Алк. - 4,1% Плотность - 12% Красное темное разливное из темного, карамельного и шоколадного солода со сладким вкусом и солодовым ароматом. Гоблин Бир Алк. - 4,0% Плотность - 11% Светлое пиво с высокой пеной, очень легкое, со слабым зерновым ароматом, небольшой газацией и горечью. Гамбринус".
Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Как следует из текста рекламы, Пиво "Гамбринус светлое" содержит этиловый спирт в размере 4,0% объема готовой продукции, пиво "Гамбринус темное" - 5,2%, пиво "Чешский Сватек бархатное" - 4,1%, пиво "Венское разливное" - 4,2%, пиво "Элитное крепкое 6,6%" - 6,6%, пиво "BIER WEICHES Красное" - 4,1%, пиво "Гоблин бир" - 4,0%. Учитывая то, что алкогольной продукцией признается пищевая продукция, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, соответственно рекламируемое пиво является алкогольной продукцией.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе, Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Поскольку рассматриваемая реклама размещена на внешней стене здания, непосредственно у входа в магазин, где осуществляет свою деятельность ИП <_> то данная конструкция является рекламной и относится к объектам наружной рекламы.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, поскольку данная реклама алкогольной продукции размещалась с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция) на внешней стене здания.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с ч.7 ст. 38 закона о рекламе ответственность за нарушение п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно сведениям с вывески, деятельность в данном магазине осуществляет индивидуальный предприниматель Островский Дмитрий Сергеевич, (юридический адрес: 625008, г. Тюмень, ул. Пышминская, д. 59а).
Исходя из анализа материалов дела, рекламораспространителем является ИП <_> (адрес местонахождения<_>), как лицо, осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы на рекламной конструкции, по адресу - г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы алкогольной продукции с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция) на внешней стене здания.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную на рекламной конструкции, по адресу - г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, следующего содержания: "Новинка Ижевского пивзавода "Гамбринус" Гамбринус светлое Алк. - 4,0% Плотность - 11% Светлое разливное из импортного солода и ароматического хмеля с хмелевой горечью. Гамбринус темное Алк. - 5,2% Плотность - 15% Темное разливное со вкусом темного, карамельного солода, квасным суслом и хмелевой горечью Чешский Сватек бархатное Алк. - 4,1% Плотность - 12% Темное разливное из темного, карамельного, шоколадного солода с приятной горчинкой ржаного хлеба и хмелевым ароматом. Венское разливное Алк. - 4,2% Плотность - 11% Светлое разливное сваренное на венском солоде, слегка прожаренном, поэтому обладает янтарным или даже бронзовым цветом и солодовым вкусом. Элитное крепкое 6,6% Алк. - 6,6% Плотность - 18% Светлое разливное, со вкусом солодового напитка с тонким хмелевым ароматом, горечью и винным привкусом. BIER WEICHES Красное Алк. - 4,1% Плотность - 12% Красное темное разливное из темного, карамельного и шоколадного солода со сладким вкусом и солодовым ароматом. Гоблин Бир Алк. - 4,0% Плотность - 11% Светлое пиво с высокой пеной, очень легкое, со слабым зерновым ароматом, небольшой газацией и горечью. Гамбринус", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<_>
|
Члены комиссии |
|
<_>
<_> |
П Р Е Д П И С А Н И Е N Р16/39-04
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
14.09.2016 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- заместитель руководителя управления; |
|||
Члены Комиссии:
|
<_>
<_> |
- заместитель начальника отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ |
|
||
|
|
|
|
|
|
на основании своего решения от 14.09.2016 г. NР16/39-03 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции размещенной на рекламной конструкции по адресу - г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. ИП <_> (адрес местонахождения: <_>), в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, устранить нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция).
2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания ИП <_>представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 сентября 2016 г. N Р16/39
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016