Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 30 сентября 2016 г. N 20
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии: Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;
Члены комиссии:
Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции, рассмотрев дело N 20 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП Вотяков А.В.), индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП Чернякова С.В.), выразившегося в распространении, в рекламно-информационной газете "Лебедянская монетка" от 5 августа 2016 N 30 (559), рекламы, в которой отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия определяющие полную стоимость кредита,
в отсутствие:
ИП Вотякова А.В.;
ИП Черняковой С.В., установила:
Сотрудниками Липецкого УФАС России, было установлено, что в г. Лебедяни в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете "Лебедянская монетка" от 5 августа 2016 N 30 (559) на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: "МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД "ЩУКА" ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 <_> Кредит предоставляют КБ "ЛетоБанк", "Русфинансбанк".
Данная информация содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон).
Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ ПИ N ФС 6-0206 от 23 августа 2005 года, территорией распространения рекламно-информационной газеты "Лебедянская МОНЕТКА" является Липецкая область.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Таким образом, информация, распространяемая в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете "Лебедянская монетка" от 5 августа 2016 N 30 (559) на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: "МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД "ЩУКА" ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 <_> Кредит предоставляют КБ "ЛетоБанк", "Русфинансбанк", соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе" и является рекламной, где объектами рекламирования являются: мнбнльный салон "Dizaro", продукция, реализуемая указанным салоном, а также возможность покупки в кредит.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Наименование юридического лица - название предприятия, организации, учреждения, содержащее указание на организационно-правовую форму и отражающее характер деятельности. Указывается в учредительных документах.
Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования части 1 статьи 28.
Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.
Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
В нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" в рекламе отсутствует указание на наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу (кредит).
С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредит" которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги является существенной.
В соответствии с 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика и влияющие на нее.
Поскольку информация о способе продажи товара посредством такой услуги как кредит направлена на формирование у потребителей желания е. воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
В случае если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка, на условиях которой предоставляется кредит, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемого кредита (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).
Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору.
В нарушение части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" в рекламе не указаны все условия, определяющие полную стоимость кредита.
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
п. 5 ст. 3 Закона "О рекламе" гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ в адрес учредителя рекламно-информационной газеты "Лебедянская МОНЕТКА" ИП Черняковой С.В. был направлен запрос о предоставлении необходимой документации о происхождении указанной спорной рекламы.
В соответствии с договором N 160071 от 3 апреля 2016 г., заключенного между ИП Черняковой С.В. и ИП Вотяковым А.В., рекламодателем указанной рекламы является Вотяков Александр Владимирович.
На основании вышеизложенного, рекламодателем спорной рекламы является индивидуальный предприниматель <_>
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ ПИ N ФС 6-0206 от 23 августа 2005 года учредителем рекламно-информационной газеты "Лебедянская МОНЕТКА" является Чернякова Светлана Викторовна.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя, т.е. индивидуальный предприниматель <_>
В соответствии с указанными выше фактами, реклама, распространяемая в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете "Лебедянская монетка" от 5 августа 2016 N 30 (559) на стр. 1, следующего содержания: на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: "МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД "ЩУКА" ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 <_> Кредит предоставляют КБ "ЛетоБанк", "Русфинансбанк", содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", так как в рекламе отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, а также не указаны все условия определяющие полную стоимость кредита.
Определением о возбуждении дела N 20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 01 сентября 2016 года рассмотрение дела было назначено на 15 сентября 2016 года.
15.09.2016 ИП Чернякова С.В. на рассмотрение дела (представители с надлежащим образом оформленными полномочиями) не явилась. Почтовое отправление с копией определения о возбуждении дела N 20 от 01.09.2016 было направлено Липецким УФАС России заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации ИП Черняковой С.В. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" (www.pochta.ru), указанное письмо хранятся в почтовом отделении с пометкой "неудачная попытка вручения".
Запрашиваемые определением о возбуждении дела N 20 документы и информация в Липецкое УФАС России не представлены.
В ходе рассмотрения дела возникла необходимость в получении дополнительной информации по делу. Рассмотрение дела N 20 было отложено на 29 сентября 2016 года.
Согласно документам, поступившим от ИП Вотякова А.В. макет спорной рекламы создавался ИП Черняковой С.В. самостоятельно и с рекламодателем не согласовывался. Данный факт подтверждается пояснениями, представленными ИП Черняковой С.В.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, т.е. ИП Чернякова С.В.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Прекратить дело в отношении индивидуального предпринимателя <_> в связи с отсутствием нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта..
2. Признать ненадлежащей рекламу, распространявшуюся в г. Лебедяни в еженедельной бесплатной рекламно-информационной газете "Лебедянская монетка" от 5 августа 2016 N 30 (559) на стр. 6 распространяется реклама следующего содержания: "МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН DIZARO ТД "ЩУКА" ДИВАНЫ от 8000 р. ГОСТИННЫЕ. ДЕТСКИЕ. СПАЛЬНИ. ПРИХОЖИЕ. КУХНИ. Кредит 1% в месяц ПОСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ МЕБЕЛИ г. Лебедянь, ул. Интернациональная, 8 8-960-149-10-30, 8-906-593-05-81 Кредит предоставляют КБ "ЛетоБанк", "Русфинансбанк", рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель <_> т. к. нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Не выдавать ИП Черняковой С.В. предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с устранением нарушения до вынесения решения по делу.
4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 сентября 2016 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016