Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 4 октября 2016 г. N 427
Резолютивная часть решения оглашена "20" сентября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "04" октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: <_> - Руководитель Мордовского УФАС России; члены комиссии: <_> - заместитель руководителя Мордовского УФАС России; <_> - начальник отдела Мордовского УФАС России; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России; <_> - старший специалист 2 разряда отдела Мордовского УФАС России, в присутствии:
от ПАО "Мегафон" в лице Поволжского филиала (заявитель) - <_> . (доверенность Nб/н от 03.12.2015 г.);
от ГУП РМ "Лисма" (ответчик) - <_> (доверенность N 111-2015/юр от 28.12.2015 г.),
рассмотрев дело N 452 по признакам нарушения ГУП РМ "Лисма" (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ш. Светотехников, д. 5) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступило заявление ПАО "Мегафон" в лице Поволжского филиала (далее также - Заявитель, ПАО "Мегафон") (вх. N3731 от 25.07.2016 г.) о нарушении ГУП РМ "Лисма" (далее также - Заказчик) антимонопольного законодательства.
Из содержания заявления следует, что Заказчик известил о закупке у единственного поставщика услуги, не относящейся к сфере деятельности субъектов естественной монополии и обращающейся на конкурентном рынке услуг подвижной связи, на котором в настоящее время существует несколько поставщиков (включая Заявителя) необходимой заказчику услуги.
Кроме того, по мнению Заявителя, отсутствуют любые основания для проведения закупки у единственного поставщика, перечисленные в главе 11 Положения о закупках (с изменениями, утвержденными приказом N264 от 18.05.2015, приказом N622 от 09.11.2015, приказом N17 от 20.01.2016), на основании которого Заказчик проводит закупки.
В соответствии с приказом Мордовского УФАС России от 01.08.2016 г. N7-од возбуждено дело N 452 в отношении ГУП РМ "Лисма" по части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
ГУП РМ "Лисма" не согласилось с доводами заявителя и представило пояснения по делу (вх. N4204 от 24.08.206 г.), согласно которым часть 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предоставляет ГУП РМ "Лисма" право указать в Положении о закупке иные способы закупки, в том числе закупку у единственного поставщика. Кроме того, Заказчик поясняет, что при обращении Заявителем не было учтено, что на основании приказа N44 от 29.01.2016 г. Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РМ "Лисма" было утверждено в новой редакции и размещено на официальном сайте.
Исследовав материалы по делу N 452, Комиссия установила следующее.
20.06.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) Заказчиком - ГУП РМ "Лисма" опубликованы сведения о закупке, проведенной способом у единственного поставщика на право заключения договора оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи (N31603795761).
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон N 223-ФЗ о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Специальная норма Закона N 223-ФЗ о закупках предоставляет Заказчику право указать в Положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки (Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2016 N 307-КГ16-1896 по делу N А56-83413/2014). Одним из таких способов является закупка у единственного поставщика.
Приказом N139 от 26 марта 2012 г. было утверждено Положение о закупках товаров, работ услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Лисма". На основании приказа N44 от 29 января 2016 г. Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Лисма" было утверждено в новой редакции (далее также - Положение о закупках).
В силу требований части 1 статьи 4 Закона N 223-ФЗ о закупках 1 февраля 2016 г. в Единой информаци-онной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) Заказчиком была размещена указанная редакция Положения о закупках.
Согласно пункту 8.1 раздела 8 Положения о закупках под закупкой у единственного поставщика понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному контрагенту или заключает договор с единственным контрагентом путем присоединения к договору, предложенному данным контрагентом.
Пункт 8.2 раздела 8 Положения о закупках устанавливает случаи закупки у единственного поставщика, в том числе в соответствии с п.8.2.2. раздела 8 Положения о закупках Заказчик вправе закупить у единственного поставщика товары, работы, услуги стоимость которых не превышает 300 000 руб., включая все расходы контрагента, в т.ч. расходы на перевоз-ку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей.
Руководствуюсь п.8.2.2. раздела 8 Положения о закупках Заказчик осуществил за-купку услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на общую сумму 300 000 руб., в т.ч. НДС в размере 18%.
В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, на заседание Комиссии были представлены документы, подтверждающие направление хозяйствующими субъектами в адрес Заказчика коммерческих предложений на оказание услуг сотовой связи согласно пункту 8.1 раздела 8 Положения о закупке. Коммерческие предложения поступили от ПАО "ВымпелКом" (Билайн), ПАО "МТС", Tele2, ПАО "Мегафон". Заказчиком было выбрано коммерческое предложение ПАО "ВымпелКом" (Билайн).
Поскольку Заказчик действовал в пределах, установленных Законом N 223-ФЗ о закупках, то такие действия не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Дело N 452 в отношении ГУП РМ "Лисма" (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ш. Светотехников, д. 5) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 4 октября 2016 г. N 427
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016