Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 4 октября 2016 г. N 07-03ПР/16-103
Резолютивная часть решения оглашена "29" сентября 2016 года
В полном объёме решение изготовлено "04" октября 2016 года
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии: Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены Комиссии:
Полищук М.С. - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Яшина О.Е. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
<> - представителя АО "Бюро спецобслуживания" по доверенности,
<> - представителя ООО "Эксперт" по доверенности,
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "Эксперт" на действия АО "Бюро спецобслуживания" при проведении открытого конкурса по Извещению N31603930630 от 27.07.2016 г. на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания", установила:
ООО "Эксперт" (далее по тексту - Общество, Заявитель) в своей жалобе указало, что АО "Бюро спецобслуживания" (далее по тексту - Заказчик) при проведении открытого конкурса по извещению N 31603930630 от 27.07.2016 на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии допущены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые выразились в следующем:
1) Заказчиком на официальном сайте закупок: http://zakupki.gov.ru было размещено две редакции Документации о проведении открытого конкурса по Извещению N31603930630. Обе редакции созданы 30.08.2016 г. в 09:43 и размещены на сайте одновременно 30.08.2016 г. в 10:55.
При этом формы документов, указанные к предоставлению участниками в составе заявки, различны в зависимости от редакции.
Размещение двух редакций Документации о проведении открытого конкурса вводит потенциальных участников в заблуждение и не позволяет однозначно определить по каким формам должны быть представлены документы в составе заявки.
Кроме того, Заказчиком после внесения изменений в Извещение N 31603930630 и в Документацию о проведении открытого конкурса по данному извещению, 31.08.2016 г. на официальном сайте закупок:: www.zakupki.gov.ru в разделе "Разъяснений положений документации" были размещены разъяснения редакции, действовавшей до момента внесения изменений. В результате ООО "Эксперт" подготовил свою заявку с учётом указанных разъяснений.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 21.09.2016 г. N31603930630-02 ООО "Эксперт" не допущен к участию в конкурсе в связи с несоответствием поданной заявки требованиям конкурсной документации (основание: п.п.2, п.10.18, Положения о закупочной деятельности АО "БСО").
По мнению Заявителя отказ ООО "Эксперт" в допуске к участию в открытом конкурсе является незакаонным и необоснованным. Заказчик не конкретизировал, что именно нарушено участником торгов.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив представленные Акционерным обществом "Бюро спецобслуживания" (далее по тексту - АО "БСО", Заказчик) документы о проведении закупки по Извещению N31603930630, установила нижеследующее:
I. Согласно Извещения N 31603930630 о проведении закупки на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания", размещённого на официальном сайте закупок: http://zakupki.gov.ru,
- дата и время окончания подачи заявок: 14.09.2016 в 11:00;
- дата и время вскрытия конвертов: 15.09.2016 в 10:00;
- дата и время подведения итогов: 19.09.2016 в 10:00.
Извещение о проведении закупки (в редакции N2 от 30.08.2016 г.) содержит указание, что Документация о закупке размещена на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru.
На сайте http://zakupki.gov.ru 30.08.2016 г. в 10 час. 55 мин. размещены Документация по открытому конкурсу АО БСО (редакция 2) и Документация по открытому конкурсу АО БСО - изменения (редакция 2).
Обе редакции Документации указаны как действующие.
При этом обе редакции Документации содержат различные формы документов, необходимых к представлению в составе заявки.
Так, форма Коммерческого предложения (Форма 1) к Документации по открытому конкурсу АО БСО - изменения (редакция 2) отлична от формы Коммерческого предложения Документация по открытому конкурсу АО БСО (редакция 2) и содержит указание на необходимость предоставления сведений не только о цене услуги, а также о цене за 1 рейс, о количестве рейсов, об общей стоимости услуги и сумме услуги с учётом НДС.
Кроме того, одна форма Коммерческого предложения предусматривает период оказания услуг: с момента подписания и до полного исполнения Сторонами своих обязательств по договору. В то время как форма Коммерческого предложения Документации о закупке в иной редакции определяет другой период оказания услуг, а именно: с даты заключения договора и в течение 12 месяцев.
Статья 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках) принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются помимо прочих принципом информационной открытости, принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 9 Документации о проведении открытого конкурса (обе редакции) участник закупки предоставляет Заказчику заявку на участие в проведении открытого конкурса по форме и в соответствии с Документацией.
Документация по открытому конкурсу АО БСО (редакция 2) и Документация по открытому конкурсу АО БСО - изменения (редакция 2) не содержат указание по какой из форм потенциальный участник должен представить Коммерческое предложение.
Комиссия Мурманского УФАС проанализировав обе представленные редакции Документации о проведении открытого конкурса по Извещению 31603930630 пришла к выводу, что размещённые на официальном сайте закупок Документации не позволяют чётко и однозначно определить какую из размещённых редакций следует использовать при формировании заявки.
Кроме того, Заказчиком после внесения изменений в Извещение N 31603930630 и в Документацию о проведении открытого конкурса по данному извещению, на официальном сайте закупок:: www.zakupki.gov.ru в разделе "Разъяснений положений документации" к Документации о проведении открытого конкурса по Извещению N31603930630 были размещены 31.08.2016 г. в 17 час. 40 мин. и в 17 час. 51 мин. Разъяснения Положений Документации об открытом конкурсе. При этом, указанные Разъяснения даны на запросы Участника от 02.08.2016 г. и от 03.08.2016 г.
Размещение указанных Разъяснений от 31.08.2016 г. ввело потенциальных участников в заблуждение в части какая из редакций Документации о проведении открытого конкурса подлежит применению.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества "Бюро спецобслуживания" утверждено Советом директоров ОАО "Бюро спецобслуживания" (Протокол N 5 от 16.12.2016 г.) (далее по тексту - Положение о закупках).
В пункте 10.18. Положения о закупках поименованы случаи, в которых Закупочная комиссия отклоняет конкурсную заявку.
Так, согласно подпункту 2 пункта 10.8 Положения о закупках подлежит отклонению конкурсная заявка не соответствующая требованиям конкурсной документации.
Представленная на обозрение Комиссии Мурманского УФАС заявка ООО "Эксперт" позволяет установить, что заявка данного участника подана в соответствии с Документацией по открытому конкурсу АО БСО - изменения (редакция 2), что подтверждается Описью документов в составе заявки, однако Коммерческое предложение в составе данной заявки подано исходя из формы, предусмотренной иной редакцией Документации по открытому конкурсу, которая также являлась действующей на момент подачи заявки.
Согласно устных пояснений представителя Заказчика, данных в ходе рассмотрения настоящего дела, Участник в составе заявки должен был сформировать пакет документов руководствуясь Документацией по открытому конкурсу АО БСО - изменения (редакция 2). Однако, как уже указано выше, ни одна из редакций Документации о проведении открытого конкурса не содержит указание по какой из форм двух действующих редакций представляются документы.
Неоднозначность понимания документации привела к тому, что заявка ООО "Эксперт" была не допущена к участию в связи с несоответствием поданных заявок требованиям конкурсной документации.
Таким образом, указание Заказчиком двух редакций Документации о проведении открытого конкурса по Извещению 31603930630 как действующих, а также размещение 31.08.2016 г. Разъяснений ранее действующих положений Документации об открытом конкурсе по Извещению N31603930630, привело к противоречивому пониманию к форме документов в составе заявок, что рассматривается Комиссией Мурманского УФАС как факт нарушения Заказчиком принципа информационной открытости закупки, определенного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
II. На официальном сайте закупок: http://zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено 3 протокола конкурса:
- Протокол вскрытия конвертов N 1 от 15.09.2016 г.,
- Протокол рассмотрения заявок N 2 от 15.09.2016 г.,
- Протокол оценки и сопоставления заявок N3 от 19.09.2016 г.
Все указанные протоколы были размещены Заказчиком 21.09.2016 г. в 16 час. 33 мин., в 16 час. 55 мин., в 17 час. 05 мин.
Пунктом 10.21. Положения о закупках регламентировано, что решение Закупочной комиссии оформляется протоколом. Протокол размещается в соответствии с требованиями.
Пунктом 12 статьи 4 Закона о закупках определено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что ни Положением о закупках, ни Документацией о проведении открытого конкурса по Извещению 31603930630 не регламентировано, в какой срок с момента проведения процедур вскрытия конвертов и рассмотрения заявок участников должно быть осуществлено подписание протоколов о проведении указанных процедур.
В ходе рассмотрения настоящего дела на обозрение Комиссии Мурманского УФАС были представлены Протоколы N 1 и N 2 от 15.09.16 г. и N 3 от 19.09.16 г., свидетельствующие, что один из членов Закупочной комиссии Заказчика, не являющийся работником АО "БСО", в связи с нахождением в период с 16.09.16 г. по 19.09.2016 г. в командировке, подписал Протокол N 2 19.09.2016 г.
Пунктом 10 Документации о проведении открытого конкурса по Извещению 31603930630 определено, что протокол подписывается всеми членами Комиссии по закупке, представителем Заказчика и размещается Заказчиком на сайте единой информационной системы (http://www.zakupki.gov.ru) не позднее чем через три дня со дня утверждения руководителем организации такого протокола в установленном порядке.
Представленные на обозрение Комиссии Протоколы конкурса не указывают на дату утверждения таковых руководителем АО "БСО".
Не размещение Заказчиком на официальном сайте закупок: http://zakupki.gov.ru Протоколов N 1 и N 2 датированных 15.09.2016 г. в трёхдневный срок со дня подписания таких протоколов является нарушением пункта 12 статьи 4 Закона о закупках.
III. В соответствии с пунктом 10 Документации о проведении открытого конкурса по Извещению N 31603930630 результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех Участниках закупки, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее лучших условиях исполнения договора, сведения о Победителе, об Участнике закупки, предложившем в заявке условия, такие же, как и Победитель, или об Участнике закупки, предложение о условиях исполнения договора которого содержит лучшие условия по исполнению договора, следующие после предложенных Победителем. Указанный протокол подписывается всеми членами Комиссии по закупке, представителем Заказчика и размещается Заказчиком на сайте единой информационной системы (http://www.zakupki.gov.ru) не позднее чем через три дня со дня утверждения руководителем организации такого протокола в установленном порядке.
Указание в Протоколе рассмотрения заявок N 2 от 15.09.2016 г. в качестве основания отклонения заявки ООО "Эксперт" только подпункта 2 пункта 10.18 Положения о закупочной деятельности АО "БСО" не может рассматриваться как обоснование причин отклонения заявки.
Не допуск к участию в рассматриваемых торгах участника ООО "Эксперт" в связи с предоставлением последним Коммерческого предложения не по форме, предусмотренной Документацией по открытому конкурсу АО БСО - изменения (редакция 2), с учётом того, что Заказчиком опубликовано две редакции Документации о проведении открытого конкурса по Извещению N31603930630, является необоснованным и нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия Мурманского УФАС России, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителя Заказчика, изучив представленные сторонами документы, считает вину Заказчика в совершенном правонарушении установленной.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Поскольку Заказчиком при проведении открытого конкурса по извещению N31603930630 от 27.07.2016 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания" допущены нарушения пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 12 статьи 4 Закона о закупках, Комиссия Мурманского УФАС считает необходимым выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения закупки.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС России, решила:
1. Жалобу ООО "Эксперт" на действия АО "Бюро спецобслуживания" при проведении открытого конкурса по извещению N 31603930630 от 27.07.2016 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания", признать обоснованной.
2. Признать Заказчика - АО "Бюро спецобслуживания" нарушившим пункт 1 и пункт 2 части 1 статьи 3 и пункт 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части:
- опубликования двух редакций Документации о проведении открытого конкурса по извещению N 31603930630 от 27.07.2016 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания",
- нарушения сроков размещения в единой информационной системе Протоколов конкурса, а именно: Протокола вскрытия конвертов N1 от 15.09.2016 г. и Протокола рассмотрения заявок N 2 от 15.09.2016 г.,
- необоснованного не допуска ООО "Эксперт" к участию в открытом конкурсе по извещению N 31603930630.
3. Выдать Заказчику - АО "Бюро спецобслуживания" предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Мурманской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии И.Н.Попова
Члены комиссии М.С.Полищук
О.Е.Яшина
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 07-03пр/16-103
о нарушении антимонопольного законодательства
04 сентября 2016 года г. Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель Комиссии: Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены Комиссии:
Полищук М.С. - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Яшина О.Е. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
на основании решения от 04 октября 2016 года по делу N 07-03пр/16-103 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы ООО "Эксперт" на действия АО "Бюро спецобслуживания" при проведении открытого конкурса по извещению N 31603930630 на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (Одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания", предписывает:
1. Заказчику - Акционерному обществу "Бюро спецобслуживания" устранить нарушение пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём аннулирования открытого конкурса по Извещению N31603930630 на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению транспорта с экипажем (автокатафалка) для проведения похоронной процессии (перевозка гроба с телом умершего, с родственниками, с места проведения прощания до кладбища, с ожиданием (до 1 (одного) часа) и обратной дорогой до места проведения поминок) для нужд АО "Бюро спецобслуживания".
2. Заказчику - Акционерному обществу "Бюро спецобслуживания" исполнить предписание до 14 октября 2016 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа на адрес электронной почты: to51@fas.gov.ru.
Резолютивная часть предписания оглашена 29 сентября 2016 года.
В полном объёме предписание изготовлено 04 октября 2016 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии И.Н.Попова
Члены комиссии М.С.Полищук
О.Е.Яшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 4 октября 2016 г. N 07-03ПР/16-103
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016