Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<>,
рассмотренив жалобу <> от 21.09.2016 N б/н на действия (бездействие) заказчика АО "РусГидро Снабжение" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора страхования (Лоты NNДС-2017(1) - ДС-2017 (21)) (извещение N 31604043223) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба <> (далее - Заявитель) от 21.09.2016 N б/н на действия (бездействие) заказчика АО "РусГидро Снабжение" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора страхования (Лоты NNДС-2017(1) - ДС-2017 (21)) (извещение N 31604043223) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд АО "РГС", утвержденным решением Совета Директоров АО "РГС" от 29.07.2016 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.08.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок -20.09.2016 в 11:00;
дата и время рассмотрения заявок - 21.10.2016 в 12:00;
дата и время подведения итогов - 03.11.2016 в 12:00.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены положения Закона о закупках, а именно Заказчиком неправомерно объединены в один лот виды страхования не связанных друг с другом по функциональным и территориальным признакам.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 3 Извещения установлен способ и предмет закупки: Открытый конкурс без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договоров страхования (Лоты NN ДС-2017 (1) - ДС-2016 (21)), в том числе:
ДС-2017(1) - Страхование имущества;
ДС-2017(2.1) - Страхование строительно-монтажных рисков;
ДС-2017(2.2) - Комплексное страхование строительно-монтажных рисков объекта капитального строительства Верхнебалкарская МГЭС;
ДС-2017(2.3) - Комплексное страхование строительно-монтажных рисков объектов капитального строительства;
ДС-2017(3) - Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ;
ДС-2017(4.1) - Добровольное медицинское страхование ПАО "РусГидро";
ДС-2017(4.2) - Добровольное медицинское страхование ДЗО ПАО "РусГидро";
ДС-2017(4.3) - Добровольное медицинское страхование ПО ПАО "РАО ЭС Востока";
ДС-2017(5.1) - Страхование от несчастных случаев и болезней ПАО "РусГидро" и ДЗО ПАО "РусГидро";
ДС-2017(5.2) - Страхование от несчастных случаев и болезней ПАО "РАО ЭС Востока" и ПО ПАО "РАО ЭС Востока";
ДС-2017(6) - Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
ДС-2017(7) - Страхование гражданской ответственности организации за вред, причиненный в результате террористического акта или диверсии;
ДС-2017(8) - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
ДС-2017(9) - Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
ДС-2017(10) - Страхование автотранспортных средств;
ДС-2017(11) - Добровольное страхование гражданской ответственности судовладельца;
ДС-2017(12) - Страхование средств водного транспорта;
ДС-2017(13) - Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
ДС-2017(14) - Страхование воздушных судов;
ДС-2017(15) - Страхование железнодорожного транспорта;
ДС-2017(16) - Страхование грузов - нефтепродуктов;
ДС-2017(17) - Страхование грузов;
ДС-2017(18) - Страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций - объектов использования атомной энергии;
ДС-2017(19) - Страхование сельскохозяйственных животных, осуществляемое с государственной поддержкой;
ДС-2017(20) - Страхование гражданской ответственности членов органов управления и должностных лиц Общества перед третьими лицами и Обществом;
ДС-2017(21) - Страхование гражданской ответственности от всех рисков.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился, а также не представил документов, информации подтверждающей, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот виды страхования по функциональному, территориальному признаку.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия ФАС России изучив представленные представителями Заказчика материалы, в том числе Документацию установила следующее.
В соответствии с пунктом 1.3.65 "Основные сведения о закупке" Документации предусмотрено, что перечень заказчиков приведен в Приложении N 6 к Документации о закупке.
При этом, в Приложением N 6 Документации отсутствует конкретное распределение заказчиков в соответствии с оказываемыми видами страхования.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили расчет стоимости услуг, согласно которому установлено распределение каждого вида страхования оказываемых конкретному заказчику, а также пояснили, что данный расчет передается участнику закупки по предварительному запросу.
Таким образом, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, также не установлено требования к качеству и техническим характеристикам закупаемых работ.
Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 10.7 Приложения N 4 "Порядок оценки и сопоставления заявок" Документации предусмотрена оценка по неценовым критериям (или подкритериям), осуществляется в баллах по шкале:
3 |
"Приемлемо, удовлетворительно" - предложение Участника полностью соответствует требованиям Документации о закупке, а также объявленным целям и интересам Заказчика |
4 |
"Хорошо" - предложение Участника полностью соответствует требованиям Документации о закупке, а также объявленным целям и интересам Заказчика и превосходят изложенные в Документации о закупке требования |
5 |
"Отлично" - соответствие реально достижимому максимальному уровню предложения по данному критерию, лучшей мировой практике в данной предметной области |
Вместе с тем, положения указанной шкалы не позволяют определить предмет оценки, поскольку не установлено содержание понятий "интересам" Заказчика и "лучшей мировой практики".
Кроме того, не представляется возможным определить предмет превосходства над требованиями Документации, наличие которого влечет присвоение 4 баллов.
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует предмет оценки, позволяющий определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленными сведениями по указанным показателям в Документации, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупка.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в Документации должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Аналогичное положение предусмотрено подпунктом 2 пункта 6.4.14 Положения о закупке.
Пунктом 1.2.5 Документации установлены требования к составу заявки, а именно участнику необходимо представить в составе заявки в том числе: справку о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора по установленной в Документации о закупке форме - (форма 8); справку о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме - (форма 9).
Согласно подпункту 3 пункта 1.3.1.9 Документации по результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями Документации о закупке.
Разделом 5 "Образцы основных форм документов, включаемых в заявку" Документации предусмотрены к заполнению "Справка о материально-технических ресурсах" (форма 8), "Справка о кадровых ресурсах" (форма 9)(далее - Формы).
Вместе с тем, Комиссия ФАС России изучив представленную представителями Заказчика Документацию, установила, что в Документации не предусмотрено требований к участникам о наличии МТР и кадровых ресурсов, в связи с чем Формы не подтверждают требований Документации и отсутствие таких Форм не является причиной для отклонения заявки участника закупки.
Таким образом, данные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичные принципы предусмотрены подпунктом г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 7.4.12 Положения о закупке установлено положение, что при оценке соответствия участника Конкурса предъявляемым требованиям Организатор вправе воспользоваться сведениями первого этапа. Он также вправе запросить у любого Участника подтверждение соответствия этим требованиям.
Согласно пункту 1.3.1.7 Документации в рамках отборочной стадии Организатор/Закупочная комиссия может запросить участников Конкурса представить разъяснения или дополнения их заявок, в том числе представить отсутствующие документы, требуемые по условиям Документации о закупке.
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право предоставлять недостающие документы может применяться не в равной степени к участникам Конкурса, что ограничивает количество участников Конкурса.
Пунктом 1.2.4.1 Документации установлено положение, что в случае если это предусмотрено пунктом 4.2 Документации принимать участие в Конкурсе и претендовать на победу в нем могут генеральные исполнители.
В соответствиии с подпунктом 1.3.81 пункта 4.2 Документации не допускается участие в закупки генеральных исполнителей.
Таким образом, отсутствие возможности привлечения участниками субпоставщиков/соисполнителей для исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам Конкурса, ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, Приложением N 3 "Отборочные критерии оценки заявок участников Конкурса" Документации предусмотрены критерии соответствия участников требованиям Документации, а также специальным требованиям, в том числе:
наличие судебных решений по искам третьих лиц в отношении дел, связанных с неисполнением и/или ненадлежащим исполнением Участником обязательств по договорам, вынесенных за последний год не в пользу Участника (http://arbitr.ru);
Участник Конкурса в течение последних 3 (трех) лет не должен иметь фактов просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования и/или по договорам перестрахования (ретро цессии) в связи со страхованием имущественных интересов Заказчика и/или ответственности Заказчика перед третьими лицами, (для Участников Конкурса по Лотам N ДС-2017 (1), ДС-2017(2), ДС-2017(20) и ДС-2017(21);
Участник Конкурса в течение последних 3 (трех) лет не должен иметь фактов просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования, заключенным Заказчиком (для Участников Конкурса по Лотам NN ДС-2017(3) - ДС-2017(19);
Участник Конкурса должен иметь развитую филиальную сеть и иметь достаточно ресурсов для организации обслуживания в регионах присутствия Организатора Конкурса и Заказчиков;
Участник Конкурса должен иметь действующие договоры (программы страхования) с наиболее посещаемыми лечебными учреждениями, указанными в Приложении 8.1 к Конкурсной документации (для Лотов N N ДС-2017(4.1), ДС-2017(4.2) и ДС-2017(4.3)).
Вместе с тем, установление данных требовании к участникам закупки в качестве допуска ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса, а также отказ в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу <> от 21.09.2016 N б/н на действия (бездействие) заказчика АО "РусГидро Снабжение" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора страхования (Лоты NNДС-2017(1) - ДС-2017 (21)) (извещение N 31604043223) необоснованной.
Признать АО "РусГидро Снабжение" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1,2,12,13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению Предписание направленное на устранение выявленных нарушений.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.09.2016 N 223-ФЗ-552/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2016 г. N 17/68152/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016