Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 4 октября 2016 г. N 02-9/04-2016
Резолютивная часть решения оглашена "22" сентября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "04" октября 2016 г.
Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
рассмотрев дело N 02-9/4-2016 по признакам нарушения администрацией Ягоднинского городского округа (ОГРН 1024901351298, ИНН/КПП 4908004279/490801001, 686230, Магаданская обл., Ягоднинский р-н, п. Ягодное, ул. Спортивная, 6) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в невыполнении обязанности, установленной статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно - в непринятии мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Ягоднинский городской округ", что приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
в отсутствие на заседании Комиссии 22.09.2016 лиц, участвующих в деле (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом), установила:
В рамках осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, Магаданским УФАС России направлен запрос в адрес глав городских округов Магаданской области (исх. N 01-9/897 от 15.04.2016) о предоставлении сведений о нормативном правовом акте, принятом в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках городского округа (с приложением копии такого акта), а также информации о местах опубликования/размещения указанного акта в СМИ, сети Интернет.
Согласно информации, предоставленной администрацией Ягоднинского городского округа (исх. от 19.04.2016 N 931), указанный нормативный правовой акт будет разработан в 3 квартале 2016 года.
Таким образом, по состоянию на 19.04.2016 акт органа местного самоуправления об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО "Ягоднинский городской округ" не был принят.
В связи с этим Магаданским УФАС России Администрации Ягоднинского района выдано Предупреждение N 7 от 27.04.2016 (далее - Предупреждение) в связи с наличием в ее действиях (бездействии) признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В течении 30 дней с момента получения Предупреждения Администрации Ягоднинского района следовало совершить действия, направленные на прекращение бездействия, путем утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Ягоднинский городской округ", ее опубликования (обнародования) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещения на официальном сайте администрации ягоднинского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно почтовому уведомлению о вручении, Предупреждение получено 10.05.2016. Следовательно, срок исполнения Предупреждения заканчивался 9 июня 2016 года.
Однако к установленному сроку Предупреждение не было исполнено. Ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения в адрес Магаданского УФАС России не поступало.
На основании изложенного Магаданским УФАС России в отношении Администрации Ягоднинского района возбуждено дело N 02-9/4-2016 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа в соответствии с Законом о рекламе относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 1 Устава Муниципального образования "Ягоднинский городской округ", утвержденного решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 03.12.2015 (далее Устав), Муниципальное образование "Ягоднинский городской округ" наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Магаданской области от 24.04.2015 N 1888-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "поселок Ягодное" "поселок Бурхала" "поселок Дебин" "поселок Синегорье" "поселок Оротукан" путем их объединения с наделением статуса городского округа"
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 25.04.2015 N 1888-ОЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Ягоднинский городской округ" в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" "поселок Ягодное" "поселок Бурхала" "поселок Дебин" "поселок Синегорье" "поселок Оротукан" в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Пунктом 26 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения городского округа отнесено и утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Ягоднинского городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории Ягоднинского городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе"
Таким образом, разработку и утверждение схем размещения рекламных конструкций, до 25.04.2015 надлежало осуществить Администрации Ягоднинского района, а после преобразования Администрации Ягоднинского городского округа.
В рамках рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Магаданским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, по результатам которого подготовлена Аналитическая записка от 07.09.2016 о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по установке и эксплуатации наружных рекламных конструкций на территории Магаданской области (далее - Аналитическая записка).
При проведении исследования рынка услуг по установке и эксплуатации наружных рекламных конструкций установлено, что особым субъектом отношений в сфере наружной рекламы являются органы местного самоуправления, которые способны оказывать влияние на развитие конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы на территории субъекта РФ, так как именно органы местного самоуправления выдают разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, выдача которых невозможна без утвержденных схем размещения рекламных конструкций.
Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций установлены статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Закона распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
К заявлению о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций прилагаются документы, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона о рекламе.
В части 15 статьи 19 Закона о рекламе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения. В частности, согласно пункту 2 указанной статьи в выдаче разрешения может быть отказано в случае несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ) в Закон о рекламе внесены изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
Статья 19 Закона N 38-ФЗ дополнена частью 5.8, согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов обязаны до 01.01.2014 утвердить схему размещения рекламных конструкций независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
После утверждения схем разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах (часть 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ).
Этим же законом введено такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, как несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме.
Из приведенных норм следует, что Законом N 98-ФЗ предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций без согласования с такими схемами.
Между тем, схема размещения, соответствующая требованиям части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, администрацией Ягоднинского городского округа по состоянию на 25.07.2016 (дата возбуждения дела) не разработана.
На заседании Комиссии от 11.08.2016, представитель ответчика с нарушением согласился. Дополнительно пояснил, что работа в данном направлении не велась в связи с большой загруженностью отдела архитектуры.
Данное обстоятельство не может служить основанием правомерности бездействия в силу вышеприведенных требований Федерального законодательства.
После полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, оценив доказательства и доводы, представленные стороной по делу, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие утвержденных схем размещения рекламных конструкций необоснованно препятствует развитию и осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности по распространению наружной рекламы в муниципальном образовании "Ягоднинский городской округ", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории указанного муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, бездействие администрации Ягоднинского городского округа в части непринятия мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности МО "Ягоднинский городской округ", указывает на нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
С учетом изложенных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 07.09.2016 приняла заключение об обстоятельствах дела (исх. N 01-10/2058 от 12.09.2016) и направила его копию лицу, участвующему в деле.
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Администрация Ягоднинского городского округа, пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела от 07.09.2016 N 01-10/2058, не представила.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать действия администрации Ягоднинского городского округа (ОГРН 1024901351298, ИНН/КПП 4908004279/490801001, 686230, Магаданская обл., Ягоднинский р-н, п. Ягодное, ул. Спортивная, 6), выразившееся в невыполнении обязанности, установленной статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно - в непринятии мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Ягоднинский городской округ", что приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать администрации Ягоднинского городского округа Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 02-9/4-2016
"04" октября 2016 г. г. Магадан
Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотре-нию дела N 02-9/4-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:: <_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 04 октября 2016 года по делу N 02-9/4-2016 о нарушении администрацией Ягоднинского городского округа (ОГРН 1024901351298, ИНН/КПП 4908004279/490801001, 686230, Магаданская обл., Ягоднинский р-н, п. Ягодное, ул. Спортивная, 6) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации Ягоднинского городского округа совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- принять меры по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Ягоднинский городской округ", ее опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте администрации Ягоднинского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с приложением подтверждающих документов).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 30.10.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 4 октября 2016 г. N 02-9/04-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016