Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 30 сентября 2016 г. N 05-03-16/8
Резолютивная часть решения оглашена "28" сентября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено "30" сентября 2016 года
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.;
Членов Комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавина О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,
при участии:
<> - представителя АО "АтомЭнергоСбыт" по доверенности,
<> - представителя ООО "ДомТехСервис" по доверенности,
рассмотрев дело N 05-03-16/8 по признакам нарушения по признакам нарушения Акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" (ИНН 7704228075; ОГРН 1027700050278; юридический адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д.10, стр.4) в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" (183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна д.5), (далее АО "АтомЭнергоСбыт", гарантирующий поставщик) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с ООО "ДомТехСервис" договора энергоснабжения, установила:
В Мурманское УФАС России поступило заявление ООО "ДомТехСервис" по вопросу уклонения АО "АтомЭнергоСбыт" от заключения договора энергоснабжения.
Как следует из заявления и приложенных материалов, ООО "ДомТехСервис" в соответствии с решениями общих собраний собственников помещений МКД является управляющей организацией в следующих многоквартирных домах пгт. Мурмаши:
- ул. Молодежная д. 1 (договор управления N06-05/М1 от 01.03.2014)
- ул. Молодежная д. 2 (договор управления N07-05/М2 от 01.03.2014)
- ул. Молодежная д.3 (договор управления N08-05/М3 от 01.03.2014)
- ул. Причальная д.3 (договор управления N21-08/П3 от 01.03.2014)
- ул. Причальная д.14 (договор управления N116-08/П14 от 01.03.2014)
- ул. Причальная д.16 (договор управления N62-08/П16 от 01.03.2014)
- ул. Причальная д.18 (договор управления N09-05/П-18 от 01.03.2014)
- ул. Причальная д.28 (договор управления N10-05/П-28 от 01.03.2014)
Предыдущий договор энергоснабжения был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе АО "АтомЭнергоСбыт" в связи с наличием задолженности управляющей организации по оплате электрической энергии.
Письмом N05/23-Д от 05.02.2016 ООО "ДомТехСервис" направило в филиал "КолАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" заявку о заключении договора энергоснабжения. К заявке были приложены следующие документы: свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, приказ о назначении руководителя, акты разграничения балансовой принадлежности - 7 шт. на каждую точку поставки, акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон - 7 штук на каждую точку поставки, акты допуска прибора учета в эксплуатацию - 7 штук на каждую точку поставки, платежные реквизиты, договоры управления и протоколы общих собраний - по 8 штук на каждую точку поставки, отчет о показаниях ОДПУ электроэнергии в МКД по состоянию на 20.01.2016, копии технических паспортов - 8 штук на каждую точку поставки. Заявка получена Мурмашинским участком филиала "КолАтомЭнергоСбыт" 05.02.2016, о чем свидетельствует отметка о входящем номере.
АО "АтомЭнергоСбыт" письмом от 20.02.2016 N36-02/3755 (поступило в управляющую организацию 02.03.2016) уведомил ООО "ДомТехСервис" о приостановлении процедуры заключения договора энергоснабжения в связи с отсутствием в прилагаемых к заявке документах акта разграничения балансовой принадлежности сетей по объекту - многоквартирный дом по адресу пгт. Мурмаши ул. Причальная д.3.
ООО "ДомТехСервис" письмом от 02.03.2016 N05/76-Д выразило свое несогласие с приостановкой процедуры заключения договора, поскольку указанные акты разграничения балансовой принадлежности сетей были приложены в составе заявки на заключение договора, кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N124) предоставление исполнителем документов не в полном объеме не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов.
В связи с неполучением от АО "АтомЭнергоСбыт" договора энергоснабжения ООО "ДомТехСервис" направило претензию от 17.03.2016 N05/86-Д по непредставлению проекта договора на энергоснабжение в отношении МКД.
21.04.2016 ООО "ДомТехСервис" письмом N05/128-Д от 21.04.2016 повторно направило в адрес гарантирующего поставщика оферту на заключение договора энергоснабжения с приложением необходимых документов.
АО "АтомЭнергоСбыт" ответ о согласии либо об отказе заключить договор энергоснабжения в адрес ООО "ДомТехСервис" не направило, что и послужило основанием для обращения управляющей организации в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" АО "АтомЭнергоСбыт" было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 29.04.2016 N05-06-16/87-1980. Согласно указанному предупреждению гарантирующему поставщику надлежало в срок до 16 мая 2016 года направить в адрес ООО "ДомТехСервис" проект договора энергоснабжения многоквартирных жилых домов NN 1, 2, 3 по улице Молодежная, NN 3, 14, 16, 18, 28 по улице Причальная в посёлке городского типа Мурмаши Мурманской области.
В установленный срок предупреждение исполнено не было.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
В связи с вышеизложенным в соответствии с приказом Мурманского УФАС России от 30.05.2016 N60 в отношении АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" было возбуждено дело N 05-03-16/8 о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с ООО "ДомТехСервис" договора энергоснабжения.
АО "АтомЭнергосбыт" в своих пояснения указало, что не имело намерения уклониться от заключения договора энергоснабжения с ООО "ДомТехСервис"; нарушение тридцатидневного срока для заключения такого договора обусловлено тем, что у гарантирующего поставщика имелись сомнения в том, что договор энергоснабжения может быть заключен с управляющей организацией в лице директора <> подписавшего заявку. Указанное АО "АтомЭнергосбыт" обосновало тем, что 25.02.2016, т.е. после получения заявки на заключение договора энергоснабжения, на официальном сайте Прокуратуры Мурманской области была размещена информация о том, что <> назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год и 2 месяца в колонии-поселении. Таким образом, гарантирующий поставщик обладал информацией, что <> в силу объективных причин не может исполнять функции единоличного исполнительного органа. Письмо ООО "ДомТехСервис" N05/76-Д от 02.03.2016 было подписано <> претензия от 17.03.2016 N05/86-Д была подписана и.о. директора <> В связи с этим, АО "АтомЭнергоСбыт" письмом от 01.04.2016 N36-02/7243 запросило у ООО "ДомТехСервис" документы, подтверждающие полномочия Никитиной Т.А. на осуществление действий от имени Общества. 12.04.2016 ООО "ДомТехСервис" направило в адрес гарантирующего поставщика приказ о вступлении <> в должность директора ООО "Мурмаши-Сервис" с 06.04.2016 и доверенность на <> от 30.12.2015. Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.04.2016 директором ООО "ДомТехСервис" по-прежнему являлся <> ООО "ДомТехСервис" не уведомило АО "АтомЭнергоСбыт" о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, указанная информация была получена гарантирующим поставщиком самостоятельно 16.05.2016.
АО "АтомЭнергоСбыт" сообщило, что во исполнение предупреждения Мурманского УФАС России, 16.06.2016, то есть в течение 30 дней со дня получения необходимых сведений, филиал "КолАтомЭнергоСбыт" заключил с ООО "ДомТехСервис" договор энергоснабжения в отношении вышеуказанных многоквартирных домов, распространив его действие с 01.06.2016.
Изучив материалы дела и заслушав доводы участвующих в деле лиц, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N124 (далее Правила N124).
В соответствии с пунктом 4 Правил N124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Таким образом, обязанность заявителя по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией установлена в Жилищном кодексе РФ и Правилах N 124.
Пунктом 6 Правил N124 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке:
правоустанавливающие документы исполнителя; документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям; документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса; документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято); документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме; иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 8 Правил N124 ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В пункте 11 Правил N124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пунктом 13 Правил N124 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения, таких как, отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (жилого дома) либо общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а также отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае отказа от заключения договора ресурсоснабжения по указанным основаниям ресурсоснабжающая организация обязана в письменной форме уведомить исполнителя об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (оферты) исполнителя и документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил N124 Представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю. Исполнитель вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442 договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Таким образом, у ООО "ДомТехСервис" имелись правовые основания для обращения в адрес АО "АтомЭнергоСбыт" с заявкой о заключении договора энергоснабжения в отношении принятых на обслуживание многоквартирных домов в г.п. Мурмаши. Заявка была подана в соответствии с Правилами N124.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, запрещается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и судебными актами.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо, ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Таким образом, нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
Комиссией установлено, что действия АО "АтомЭнергоСбыт" не были направлены на укрепление своего положения на товарном рынке.
Антимонопольный орган соглашается с доводом гарантирующего поставщика о том, что представляемые ООО "ДомТехСервис" документы, с учетом конкретных сложившихся обстоятельств, не позволяли однозначно определить, с каким лицом, действующим от имени Общества, должен быть заключен договор энергоснабжения.
С момента получения заявки ООО "ДомТехСервис" на заключение договора энергоснабжения и до заключения этого договора гарантирующим поставщиком предпринимались действия по установлению надлежащего лица, уполномоченного на заключение такого договора.
Согласно определению ВС РФ от 04.06.2013 N44-КГ13-1 неуполномоченным лицом является лицо, не имевшее на момент заключения сделки полномочий на заключение этой сделки. В Создавшейся ситуации, запросив у управляющей организации сведения о лице, уполномоченном на совершение сделки от имени ООО "ДомТехСервис", АО "АтомЭнергоСбыт" проявило должную осмотрительность при заключении договора, поскольку в преамбуле договора должно быть указано, что договор заключается с директором <> при этом фактически договор и приложения к нему были бы подписаны иным лицом, что повлекло бы признание сделки недействительной.
Пропуск срока, установленного предупреждением о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства N05-06-16/86-1980 от 29.04.2016, является незначительными и не повлек за собой материальный ущерб для заявителя.
Кроме того, АО "АтомЭнергоСбыт" с 01.09.2015 ввиду отсутствия заключенного договора энергоснабжения в силу действующего законодательства приняло на обслуживание потребителей, проживающих в многоквартирных домах, управляемых ООО "ДомТехСервис", в связи с чем спорная ситуация не привела к ущемлению интересов граждан.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО "АтомЭнергоСбыт" факта злоупотребления своим доминирующим положением.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Рассмотрение дела N 05-03-16/8 в отношении Акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ИНН 7704228075; ОГРН 1027700050278; юридический адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д.10, стр.4) в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" (183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна д.5) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии И.Н. Попова
Члены комиссии О.А. Басавина
Е.Н. Редина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 30 сентября 2016 г. N 05-03-16/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016