Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 3 октября 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 03 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов комиссии: <_>- заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
В присутствии представителей:
Военный следственный отдел по Хабаровскому гарнизону ВСУ СК России по Восточному военному округу, ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,
рассмотрев дело N 8-01/217 по признакам нарушения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Военного следственного отдела по Хабаровскому гарнизону о проверке правомерности заключения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" договора на поставку запасных частей для автомобиля марки "Hyundai" с единственным поставщиком, в ходе рассмотрения которого в действиях предприятия установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в проведении предприятием закупки запасных частей для автомобиля марки "Hyundai" у единственного поставщика (извещение N 31502792028), без применения конкурентных процедур.
Предприятие в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, пояснив, что возможность осуществления закупки у единственного поставщика при наличии срочной потребности предусмотрена Положением о закупках предприятия. В целях обеспечения бесперебойного процесса строительства объектов космодрома "Восточный" и при наличии потребности в запасных частях для автомобиля, предприятием проведено изучение рынка, осуществлен сбор коммерческих предложений. Поставщик выбран по наименьшей цене товара. Также следует учесть, что рассматриваемая сделка для предприятия является крупной и требует согласования в Спецстрое России, что влечет увеличение срока на заключение договора поставки.
В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела откладывалось в целях подготовки заключения об обстоятельствах дела. Заключение от 19.08.2016 направлено в адрес участвующих в деле лиц.
В продолженное заседание комиссии представители лиц, участвующих в деле, не явились, дополнительных пояснений на заключение об обстоятельствах дела не представили.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
25.09.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru предприятием размещено извещение N 31502792028 о закупке у единственного поставщика на поставку запасных частей для автомобиля марки "Hyundai".
В соответствии с протоколом от 25.09.2015 N 622ЕП/2015 закупочной комиссией предприятия принято решение о заключении договора поставки с единственным поставщиком ООО "ТМК".
В обоснование выбранного способа осуществления закупки у единственного поставщика в протоколе приведена ссылка на пункт 33.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг предприятия, в связи с возникшей срочной потребностью в закупаемых товарах (работах, услугах), когда применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
03.11.2015 обществом и предприятием заключен договор поставки N 622ЕП/2015 на сумму 11651646,14 руб., общий срок поставки товара до 31.12.2016 (подпункт 3.2.1 пункта 3.2 договора).
Пунктом 15.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг предприятия, в редакции приказа от 27.08.2015 N 667, установлены способы выбора поставщика: открытый аукцион в электронной форме; конкурс; запрос предложений (в форме ПДО); запрос котировок цен; закупка у Единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно пункту 16.5 Положения о закупках закупка у единственного поставщика - способ закупки, при котором договор заключается без использования конкурентных процедур в случаях, определенных статьей 33 настоящего Положения.
Одним из оснований осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктом 33.3 является возникновение срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
В среднем срок проведения таких закупок, как запрос предложений, запрос котировок, составляет 23-27 дней. При проведении торгов только на информационное обеспечение затрачивается не менее 20 дней.
Из материалов дела следует, что согласование условий договора поставки должностными лицами предприятия осуществлялось в период с 11.08.2015 по 12.08.2015, в августе-сентябре 2015 года предприятием проведен сбор коммерческих предложений в целях обоснования выбора контрагента, предложения поступили от ООО "ТМК", компании "АмурСтройТехника" (от 26.08.2015), ООО "Ирис-авто".
В ходе проведенных следственными органами оперативных мероприятий, опроса работников предприятия установлено, что на момент объявления спорной закупки у предприятия отсутствовала потребность в закупаемом товаре, заявок филиалов на приобретение запасных частей на корейские автомобили вплоть до конца 2015 года не поступало.
В феврале 2016 года поступили заявки о наличии частичной потребности в указанном товаре от филиалов "АТУ N 725", "СУ N 714" (письма от 05.02.2016 и от 10.02.2016).
В отсутствие реальной потребности в закупаемом товаре следует признать неправомерным выбранный заказчиком неконкурентный способ выбора поставщика с обоснованием срочной потребностью в таком товаре, тогда как с августа 2015 года и до февраля 2016 года у предприятия имелась возможность организовать и провести конкурентную процедуру закупки. По данным основаниям комиссия отклоняет доводы ответчика о наличии правовых оснований для осуществления спорной закупки у единственного поставщика.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
Спорная закупка осуществлена предприятием у единственного поставщика при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки, что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора поставки в равных условиях. В связи с этим действия предприятия нарушают положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Ссылка представителя ответчика на необходимость согласования сделки со Спецстроем России не может быть принята, поскольку внутренние организационные мероприятия по согласованию данной сделки не свидетельствуют о наличии оснований для применения способа закупки у единственного поставщика в отсутствие реальной потребности в закупаемом товаре на момент осуществления закупки.
По результатам проведенной закупки предприятием и ООО "ТМК" заключен договор поставки, который может быть расторгнут только по соглашению сторон либо в судебном порядке, в связи с чем приведение сторон в положение, существовавшее до допущенного нарушения антимонопольного законодательства, путем выдачи предписания, не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", выразившегося в проведении предприятием закупки запасных частей для автомобиля марки "Hyundai" у единственного поставщика (извещение N 31502792028), нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016