Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 3 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов комиссии: <_>- заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
В присутствии представителей:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - <_> (доверенность от 08.06.2016 N 4/389),
рассмотрев дело N 8-01/272 по признакам нарушения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе совместной проверки с Генеральной прокуратурой Российской Федерации ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" установлено, что предприятием с единственным поставщиком заключен договор поставки запасных частей для техники марки DOOSAN. Поскольку договор заключен без проведения конкурентной процедуры, в отношении предприятия возбуждено настоящее дело.
Предприятие в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, пояснив, что возможность осуществления закупки у единственного поставщика при наличии срочной потребности предусмотрена Положением о закупках предприятия. В целях обеспечения бесперебойного процесса строительства объектов космодрома "Восточный", соблюдения сроков строительства, предусмотренных графиком сдачи стартового комплекса площадка N 1 (конец 2015 года), а также необходимостью постоянного ремонта техники, задействованной при строительстве объектов космодрома "Восточный", осуществлена закупка у единственного поставщика. Также следует учесть, что рассматриваемая сделка для предприятия является крупной и требует согласования в Спецстрое России, что влечет увеличение срока на заключение договора поставки.
Комиссия, заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
05.10.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru предприятием размещено извещение N 31502821294 о закупке у единственного поставщика на поставку запасных частей для строительно-дорожной техники марки "DOOSAN".
В соответствии с протоколом от 05.10.2015 N 653ЕП/2015 закупочной комиссией предприятия принято решение о заключении договора поставки с единственным поставщиком ООО "АмурСтройТехника".
23.11.2015 обществом и предприятием заключен договор поставки N 653ЕП/2015 на сумму 65212180,00 руб., общий срок поставки товара до 31.12.2016 (подпункт 3.2.1 пункта 3.2 договора).
В обоснование выбранного способа осуществления закупки у единственного поставщика в протоколе приведена ссылка на пункт 33.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг предприятия, в связи с возникшей срочной потребностью в закупаемых товарах (работах, услугах), когда применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
Пунктом 15.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг предприятия, в редакции приказа от 27.08.2015 N 667, установлены способы выбора поставщика: открытый аукцион в электронной форме; конкурс; запрос предложений (в форме ПДО); запрос котировок цен; закупка у Единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно пункту 16.5 Положения о закупках закупка у единственного поставщика - способ закупки, при котором договор заключается без использования конкурентных процедур в случаях, определенных статьей 33 настоящего Положения.
Одним из оснований осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктом 33.3 является возникновение срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
В среднем срок проведения таких закупок, как запрос предложений, запрос котировок, составляет 23-27 дней. При проведении торгов только на информационное обеспечение затрачивается не менее 20 дней.
Из протокола опроса от 16.04.2016 <_>, работавшего с 2012 года по 01.01.2016 на предприятии в должности заместителя начальника отдела механизации, с 11.01.2016 по 11.03.2016 в должности начальника группы механизации следует, что в связи с окончанием в июне-июле 2015 года ранее заключенных договоров поставки запасных частей к технике марки "DOOSAN" им составлен список необходимых запасных частей для закупки, проведен сбор коммерческих предложений, комплект подготовленных документов передан для согласования и утверждения врио начальника УМАиСТ <_>, у которого они находились до октября 2015 года.
Согласно протоколу опроса от 13.04.2016 <_>, с 2010 года по 31.12.2015 занимавшего должность начальника отдела механизации Управления механизации, автотранспорта и специальной техники предприятия, в целях подготовки конкурентной процедуры для закупки запасных частей к технике марки "DOOSAN" <_> проведена работа по подготовке перечня необходимых запасных частей, осуществлен сбор коммерческих предложений, документы переданы для согласования и утверждения <_>, у которого они находились вплоть до октября 2015 года. В связи с тем, что времени на организацию и проведение конкурентной процедуры уже не было, осуществлена закупка у единственного поставщика.
При таком положении у предприятия, начиная с июня-июля 2015 года, имелась возможность для организации и проведения конкурентной процедуры закупки, кроме того, обладая информацией об истечении срока действия ранее заключенных договоров поставки запасных частей, предприятие могло спланировать и провести соответствующие конкурентные процедуры закупки таких запасных частей.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
Спорные закупки осуществлены предприятием у единственного поставщика при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки, что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора поставки в равных условиях. В связи с этим действия предприятия нарушают положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Ссылка представителя ответчика на необходимость согласования сделки со Спецстроем России не может быть принята, поскольку внутренние организационные мероприятия по согласованию данной сделки не свидетельствуют о наличии оснований для применения способа закупки у единственного поставщика в отсутствие реальной потребности в закупаемом товаре на момент осуществления закупки.
Также не может быть принята ссылка на установленные графиком сроки строительства объектов космодрома "Восточный", так как согласно представленному в материалы дела графику, строительство объектов должно быть завершено во втором квартале 2015 года, а закупка запасных частей осуществлялась за пределами установленных данным графиком сроков. При этом срок действия заключенного договора истекает 31.12.2016.
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016