Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 29 сентября 2016 г. N 102-ФАС22-Р/08-16
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 102-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники" ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", рекламодатель и рекламораспростанитель - гр. РФ Л<_> (уведомлена надлежащим образом),
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом), установила:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - рекламодатель и рекламораспростарниетль гр. РФ Л<_> на рассмотрение дела представителя не направила (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа ходатайство гр. РФ Л<_> о рассмотрении дела в ее отсутствие не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие гр. РФ Л<_> и заявителя.
Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
15.07.2016 г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции "Кредитный субботник" Общероссийским общественным движением "Народный фронт "За Россию", направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. N168147 от 15.07.2016 г.) по факту размещения и распространения в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники" ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: "Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал"; "ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <_> в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
Антимонопольным органом установлено, что в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники" размещается и распространяется рекламная информация: "Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал" <_>"; "ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <_>" (акт N118 от 15.08.2016 г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге - займам под материнский капитал. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Комиссией установлено, что номер сотового телефона: <_> указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит гражданке РФ Л<_> проживающей в Алтайском крае, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.14 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с ч.7 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"
2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, граждане РФ не вправе выдавать займы под материнский капитал.
На определение о возбуждении дела N 102-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, гр. РФ Л<_> пояснила, что она работает риэлтором в ООО "Мечта". Для привлечения клиентов в организацию она создала страницу в социальной сети "Одноклассники". Данную страницу неоднократно взламывали. Размещение рассматриваемой информации не подтвердила, так как организация, в которой она работает, не принимает личные сбережения, а сертификаты используются по целевому назначению. Рассматриваемую информацию со своей страницы удалила, так как ее не размещала.
Антимонопольный орган относится критически к данным пояснениям, так как доказательств размещения рекламной информации на странице социальной сети "Одноклассники" Л<_> иными лицами не представлено.
Номер, указанный в рассматриваемой рекламной информации, принадлежит гр. РФ Л<_>
Таким образом, гражданкой РФ Л<_> разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по выдаче займов в антимонопольный орган не представлены.
На основании изложенного, рекламная информация: "Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал"; "ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <_>", размещенная и распространенная в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники", содержит нарушение ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспростарнитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем является гр. РФ Л<_>
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения гр. РФ Л<_> ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", а именно распространение рекламы финансовых услуг ("выдача займов под материнский капитал), лицом, не имеющим разрешение на осуществление оказываемых финансовых услуг.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу финансовых услуг: "Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал"; "ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <_>", ненадлежащей.
2. Признать гр. РФ Л<_> нарушившей требования ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать гр. РФ Л<_> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 140
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
29 сентября 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 29 сентября 2016 г. по делу N 102-ФАС22-Р/08-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, размещенную и распространенную в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники", поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Гражданину РФ Л<_> в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг в сети "Интернет" на страницах социальной сети "Одноклассники", по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Гражданину РФ Л<_> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 сентября 2016 г. N 102-ФАС22-Р/08-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016