Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 29 сентября 2016 г. N 83-ФАС22-Р/07-16
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 83-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Сегодня в продаже" (N15 (535) от 16 апреля 2016 г.) ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО "ЮТА", в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.ч. 13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона о рекламе, рекламораспространителя - ООО "Наша газета" в лице представителя по доверенности С<_> (доверенность N 02/16 от 08.08.2016 г.),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона о рекламе, рекламодателя - ООО "ЮТА",
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом); установила:
рекламодатель ООО "ЮТА" (ИНН 2225148828, адрес: г.Барнаул, ул. Никитина, 76А, 32) на рассмотрение дела не явился, почтовая корреспонденция (письма) с уведомлением о вручении вернулась с пометкой "истек срок хранения". Письма были направлены по юридическому адресу осуществления деятельности.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на достоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
Таким образом, с учетом того, что ООО "ЮТА" должно получать корреспонденцию по юридическому адресу регистрации, а антимонопольным органом предприняты все возможные в рамках полномочий попытки уведомления ООО "ЮТА" о дате, месте и времени рассмотрения дела, организация считается уведомленной.
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, отсутствие ООО "ЮТА" не является препятствием для рассмотрения дела по существу в данном заседании.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "ЮТА".
15 июля 2016 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции "Кредитный субботник" Общероссийским общественным движением "Народный фронт "За Россию", направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. N168147 от 15.07.2016 г.) по факту размещения и распространения в газете "Сегодня в продаже" на стр.11, N15 (535) от 16 апреля 2016 г.) в рубрике "Финансы и право" ненадлежащей рекламы финансовых услуг: "Деньги под залог квартиры, комнаты. Любые суммы в день обращения. Срочный выкуп. Тел. <_>", в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.ч. 13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
09.08.2016 г. на заседании Комиссии представитель ООО "Наша газета" С<_> нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" признал.
09.08.2016 г. рассмотрение дела было отложено. Было принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве рекламодателя ООО "ЮТА".
29.09.2016 г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге - "_деньги под залог квартиры, комнаты.". Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
ООО "Наша газета" представлен договор об оказании услуг N27 от 17.06.2014 г., заключенный между ООО "Наша газета" (Исполнитель) и ООО "ЮТА" (Заказчик). Согласно п.1.1. договора, Исполнитель по заданию Заказчика возмездно оказывает услуги по производству и (или) размещению рекламы в газете "Сегодня в продаже".
На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ЮТА".
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
ООО "ЮТА" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N15 по Алтайскому краю 30.04.2014 г. (ОГРН 1142225005922), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРЮЛ - деятельность в области права (ОКВЭД- 74.11 основной), прочее денежное посредничество (ОКВЭД - 65.12), предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества (ОКВЭД 65.22.3) и.т.д.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полное наименование юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью "ЮТА", сокращенное наименование общества - ООО "ЮТА".
В рассматриваемой рекламе, размещенной на странице 11 в газете "Сегодня в продаже" (N15 (535) от 16 апреля 2016 г.) в рубрике "Финансы и право" отсутствуют сведения о лице, предоставляющем деньги под залог квартир, комнаты, что указывает на признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.13 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии с ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Антимонопольным органом установлено, что согласно государственному реестру Микрофинансовых организаций, размещенный на официальном сайте ЦБ России (http://cbr.ru), ООО "ЮТА" в государственном реестре Микрофинансовых организаций по состоянию на 09.08.2016 г. не состоит.
Следовательно, реклама финансовых услуг, размещенная в газете "Сегодня в продаже" (N15 (535) от 16 апреля 2016 г.) на странице 11, в рубрике "Финансы и право", содержит признаки нарушения требований ч.1 ст. 28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований установленных, ч.1 ст. 28, ч.13 ст.28 Федерального закона "О рекламе", несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель, ответственность за нарушение ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Установлено, что рекламораспространителем является ООО "Наша газета" (ОГРН 1062224064100, учредитель и издатель газеты "Сегодня в продаже"), рекламодателем является ООО "ЮТА" (ОГРН 1142225005922).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "Наша газета" ч.1 ст.28, ч.13 ст.28 Федерального закона "О рекламе" и факт нарушения ООО "ЮТА" ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу финансовых услуг ООО "ЮТА", распространенную в газете "Сегодня в продаже" (N15 (535) от 16 апреля 2016 г.), ненадлежащей.
2. Признать ООО "Наша газета" нарушившим требования ч.1 ст.28, ч.13 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Признать ООО "ЮТА" нарушившим требования ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
4. Выдать ООО "Наша газета" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Выдать ООО "ЮТА" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 138
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
29 сентября 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 29 сентября 2016 г. по делу N 83-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО "ЮТА", распространенную в газете "Сегодня в продаже" (N15 (535) от 16 апреля 2016 г.), поскольку при ее распространении нарушены требования ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Наша газета" в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы в газете "Сегодня в продаже", по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.1, ч.13, ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "Наша газета" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 139
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
29 сентября 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 29 сентября 2016 г. по делу N 83-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО "ЮТА", размещенную в газете "Сегодня в продаже" (N15 (535) от 16 апреля 2016 г.), поскольку при ее размещении нарушены требования ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ЮТА" в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы в газете "Сегодня в продаже", по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.1, ч.13, ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "ЮТА" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 сентября 2016 г. N 83-ФАС22-Р/07-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016